Газета «НАЧАЛО» №1 2000 г. (статья 14)
Пришло время менять традиционный подход в педагогике воспитания, где все давно рассчитано, измерено: когда ребенку начинать говорить, когда ходить, когда можно воспринимать тот или иной материл учебной программы. Основное направление- тотальная опека и подтягивание к стандартным меркам. И от этой беспросветной опеки взрослых - какое-то утомление, безысходность в глазах детей раннего возраста.
Часто мы не понимаем свой маленький народ, мы им говорим нельзя, не лезь, не трогай, это ты не поймешь, это тебе не нужно. А ведь в двух-трехлетних детях законсервированы все возможности человека. Ну что может усвоить за год-два своей жизни взрослый человек? А дети раннего возраста делают такой колоссальный прорыв в своем развитии: научаются ходить, говорить, соотносить себя с окружающим миром людей, природы. Как легко они усваивают два-три языка!
Это говорит о том, что ребенок пришел в мир со всеми возможностями, но мы потихонечку обворовываем, ограничиваем его, ведем по определенной стезе, которую мы ему протоптали. А дети способны на большее. Оказывается, все 24 часа в сутки можно давать им какие-то новые знания и Они понимают их и усваивают.
Познакомившись с системой Бронникова, поверив в ее эффективность, я в работе с детьми на базе наших методик начала приспосабливать и эту методику.
Начинается весна, пригревает солнышко, так тепло, так приятно. Я говорю детям: "Протяните свои ладошечки к солнышку, почувствуйте, как лучик солнечный начнет ласкать и греть ваши ладошечки". Детки протянули и говорят с восхищением: "Да, ручки стали теплые". "А теперь подставьте свои щечки под солнышко". Они подставили и говорят: "Да, и щечки стали теплыми". "Видите, как далеко солнышко, а как оно нас любит и как далеко протягивает свои лучики, чтобы нас порадовать своим теплом. Но такое же тепло несет человеческое тело, наши руки. Нас солнышко зарядило этой энергией". Дети начали протягивать ручки друг к другу и с восторгом восклицать:
"Да, есть такое же тепло, как от солнышка". "А вот давайте теперь я энергетическим лучиком от своего пальчика попробую вам на ладошечках нарисовать это солнышко-кружочек". Дети чувствуют и говорят: "Да, есть такое солнышко". Потом они уже сами друг другу рисуют эти кружочки, квадратики.
Ребенок принес в детский сад игрушечного дракончика, и я вдруг вспомнила упражнение «Дракончик». Я сказала: "Знаете, что любит дракончик? Он любит дышать энергией солнышка и земли. Солнышко посылает нам свою солнечную энергию, а земля посылает нам космическую энергию? потому что она тоже находится в космосе» Давайте мы вместе с нашим дракончиком попробуем подышать энергией.
Поднимите ладошки вверх к солнышку и хорошо потяните в себя воздух, так, чтобы вы почувствовали, что солнышко коснулось ваших ладошек. И протяните глубоко-глубоко, сюда в животик, здесь есть солнечное сплетение, где иногда наше солнышко отдыхает.
Пусть этот солнечный лучик отдохнет немножко в солнечном сплетении. А теперь направьте этот солнечный лучик вниз, в ножки, в пяточки и в промежность. Пусть он уйдет в землю, подарите земле такое же теплое солнышко. А теперь добрая Земля в ответ тоже даст Свое тепло. Давайте потянем это же тепло через ножки,, через промежность, пусть оно немножко отдохнет в солнечном сплетении, и отдадим солнцу назад эту энергию. Вы слышите, как энергия идет, чувствуете тепло в ладошках?". "Да, слышим". Детям это понятно. Потом они говорят: "Давайте поиграем в дракончика» – и предлагают различные варианты игр.
Мы с ними подходим, допустим, к соснам, и я им говорю: "Дети, а ведь сосна тоже имеет свою энергию. Вот давайте сейчас постоим рядом с ней и послушаем эту энергию. Вы слышите?" - "Слышим" - "А подержите свои ладошечки, может быть, они тоже почувствуют то тепло, которое нам посылает сосна". Дети говорят: "Да, мы чувствуем".
Делаем и другие упражнения. Например, усиление энергообмена глаз. У ребенка начинался ячмень, и я сделала ему прокачку глаз, прогрела. Потом, глядя на меня, дети тоже погрели ему энергией глазик.
А в другой раз сидит маленький Сашенька и сам себе делает прокачку глаза: "У меня тоже глазик чешется, а я не хочу, чтобы он у меня был больной, я себе его грею солнышком".
Или другой случай. Ребенку плохо стало, он подходит ко мне и говорит: "Нелли Васильевна, сделайте мне прокачку, а то у меня что-то животик болит и глазки щиплет". Я говорю: "Там красят, ты может краской надышался. Не подходи туда", Потом отдала его маме, а она не успела с ним выйти за порог, как мальчику нее вырвался, возвращается ко мне и говорит: "Ты мне прокачку не сделала, энергией солнышка и земли не напитала, поэтому у меня все из солнечного сплетения и вырвалось наружу". Вот такие понятия они уже берут на вооружение.
Дети делают упражнения с интересом, с увлечением, им это нравится.
Постепенно и врачи, и методисты приходят к мысли, что эта методика действительно важна. Ведь все должно быть с разрешения врачей, под их контролем. Удивительно: дети понимают это лучше нас. В этих упражнениях у них появляется самовостребованность. И я думаю, если этим займется наша педагогика, медицина, то результаты будут удивительные.
Педагогам необходимо всемерно помогать специалистам метода В.М. Бронникова в создании и оформлении информативно-методического материала для детей в виде плакатов, буклетов, папок-передвижек. Надо привлечь в этот методический материал образы живой природы.
И уже этот одушевленный мир друзей (Дракончики, Мишки, Коньки-Горбунки, Деревья-богатыри и т.д.) поведет наших маленьких детей в мир непознанного, но узнаваемого детьми по не угасшим внутренним связям.
Еще раз хочу сказать, что только, под умелым руководством специалистов успехи детей будут очевидны и удивительны!
Н. Калугина,
методист-воспитатель д/с № 1, г.Феодосия