Исследование проводилось в течение января-февраля в группе обучающихся по методике В.М. Бронникова различным необходимым навыкам психологической саморегуляции и защиты в системе подготовки учеников Славяно-тибетской школы (курс начального обучения).
Наблюдаемый коллектив состоял из 17 человек, принадлежащих к различным возрастным группам (от 11 до 65 лет, см. табл.) независимо от состояния здоровья, ранее не знакомых с указанной методикой.
№ н/н |
Возрастная группа |
Пол |
Количество |
1 |
11-13 лет |
м |
5 |
ж |
1 |
||
2 |
33-46 лет |
м |
1 |
ж |
5 |
||
3 |
58-65 лет |
м |
2 |
ж |
3 |
||
ВСЕГО |
17 |
Обучение проводилось наглядным способом под руководством преподавателя (В.А.Галинского).
Для исследования эффективности учебного процесса и динамики развития навыков к работе группы учащихся подключились сотрудники НИИ Традиционных методов лечения: ведущий научный сотрудник, кандидат медицинских наук О.И.Коекина и старший научный сотрудник, кандидат медицинских наук В.Н.Чепков.
Первый 20-часовой цикл обучения (10 занятий по 2 часа 2 раза в неделю, в дневное время) был направлен на овладение учениками приемами аутогенной психогигиенической саморегуляции, при этом использован комплекс установочных упражнений на концентрацию и развитие внимания, образного мышления и чувствительности, применяемых в качестве элементов аутогенной тренировки в различных восточных и отечественных оздоровительных системах: монгольской Ци-гун, китайских У-Шу и Тай-Чи, индийских Раджа-Йоге и Аюрведе и др.
При этом предполагалось, что предлагаемый комплекс оздоровительных упражнений позволит обучаемому нормализовать нарушенные в процессе жизнедеятельности и развить дополнительно адаптационные возможности организма, научиться самостоятельно управлять своим психофизиологическим состоянием без какого-либо постороннего вмешательства.
Процесс обучения состоял в объяснении и показе соответствующего простого упражнения и многократного его повторения учащимися для наработки навыка.
Интерес к занятиям поддерживался не только интересным объяснением материала, но и за счет активного участия каждого обучаемого в учебном процессе, в котором каждый выступал то в роли "ученика", то "учителя", что эффективно помогало легко запоминать и выполнять упражнение. Согласно методике В.М. Бронникова, каждый ученик вел самоконтроль, результаты которого заносились после каждого занятия в Карту показателей уровня развития обучаемого. Таким образом, за развитием каждого ученика велось динамическое наблюдение в течение всего периода обучения.
Процесс обучения в группе оказался очень эффективным. Особенно легко овладевали навыками саморегуляции дети. У всех участников наблюдалось усиление чувствительности к излучаемым организмом человека полям, что подтверждается примерно одинаковым результатом определения уровня чувствительности к излучению при дистантном лоцировании объекта исследования, более того, эта граница, определяемая для каждого участника, но мере занятии значительно расширилась. Последнее ассоциируется с оздоровительным эффектом упражнений, так как уже после первых занятии у большинства обучаемых наблюдалось заметное повышение работоспособности и снижение утомляемости, особенно заметное для лиц старшей возрастной группы.
В Ы В О Д Ы:
- Наиболее успешно навыками саморегуляции овладевали дети.
- У всех обучаемых значительно повысилась чувствительность к слабым энергоинформационным воздействиям.
- У всех учеников, особенно у лиц старшей возрастной группы, в процессе занятий самочувствие и общее состояние значительно улучшилось.
- Предлагаемый В.М. Бронниковым комплекс упражнений для аутогенной тренировки достаточно эффективен и легко выполним.
Ведущий научный сотрудник, кандидат медицинских наук О.И.Коекина
Старший научный сотрудник, кандидат медицинских наук В.Н.Чепков
26 февраля 1997г. , г . Москва
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ, 1997 103051, Москва, Петровский б-р, 8 Тел. 200-27-91 Факс 209-68-58