0
Ваша корзина пуста
Товаров в корзине 0 на сумму 0 RUB Перейти в корзину Оформить заказ

ПСИХИКА И ЖИЗНЬ Избранные фрагменты по психологии личности

1. Взаимоотношение психического и физического мира. Психофизический параллелизм.

Психическая деятельность всегда предполагает два порядка явлений: явления собственно психические и явления материальные, или физические, происходящие в определенных частях мозга.

 В этом отношении выдвинулись главным образом два учения: новейшее учение о взаимодействии и современное учение параллелизма.

Учение параллелизма, новейшим родоначальником которого является Fechner, само по себе не предрешает вопроса об основах нашей психической деятельности и ее происхождении, но, отрешаясь от воззрений грубого материализма и чистого идеализма, устанавливает строгое законосообразное соотношение между внутренними, или душевными, явлениями и теми материальными процессами, которые происходят в нервной ткани во время психической деятельности. Это учение подкрепляется также существованием прямого соотношения между расстройствами психических отправлений и определенными материальными изменениями мозговой ткани, устанавливаемого медициной; причем, однако, вопрос о причине упомянутого соотношения остается в стороне, и гипотеза параллелизма его даже и не затрагивает.

Ввиду этих затруднений некоторые из представителей параллелизма для объяснения постоянного согласия между физическими и психическими процессами высказываются в смысле монизма, принимая тождество физического и психического. Уже Fechner, поддерживавший этот взгляд, признавал, что психическое и физическое представляют собой две стороны одного и того же явления, что дело идет в данном случае об одном и том же, рассматриваемом лишь с двух различных точек зрения. Иначе говоря, психические и физические процессы ничуть не различны по существу, так как и все материальное, проходя через призму сознания, является совокупностью представлений так же, как и сами сознательные процессы.

Таким образом, и физиологические процессы мозга, и наша мысль суть лишь две стороны одного и того же явления. Различие между теми и другими в действительности основывается лишь на том, что одно и то же явление рассматривается нами с двух различных точек зрения: с внутренней и внешней. Так психолог, пользующийся методом самонаблюдения, рассматривает мысль с внутренней ее стороны, тогда как физиолог исследует тот же процесс с внешней стороны; с обеих же точек зрения мысленный процесс одновременно рассматриваем быть не может.

Из всех сравнений, которыми желали пояснить свои мысли приверженцы монистического параллелизма, мне кажется, наиболее удачным является воззрение Тэна, который психическое и физическое сравнивает с книгой, написанной на двух языках, из которых на одном написан оригинал, или психическое, на другом – перевод, или физическое. По моему мнению, еще правильнее было бы сказать, что мы имеем два тождественных оригинала, написанных на двух различных языках, но так, что каждый из них представляет собой как бы подстрочный перевод другого.

Несмотря на параллельное течение явлений в мире физическом и психическом, оба мира представляются совершенно обособленными друг от друга, отдельными мирами, и, несмотря на то, между обоими рядами явлений существует полное соответствие.

2. Энергетизм в физике и понятие психической энергии.

По профессору Ostwald'y, реальной можно признать в природе только энергию, представляющую собой единственную величину, открываемую нами в природе, тогда как материя есть не что иное, как продукт нашей мысли. По Ostwald'y, все свойства так называемого вещества могут быть рассматриваемы как те или другие проявления энергии; так, масса, по автору, есть не что иное, как способность двигательной энергии наполнять пространство, иначе говоря, это есть энергия объема, тяжесть есть выражение энергии положения, химические свойства тела сводятся к химической энергии.

Таким образом, все, что мы знали о внешнем мире, может быть сведено к отношениям энергии.

Существенным же недостатком этой гипотезы служит тот факт, что, уничтожая материю и подставляя взамен ее столь же неизвестную в самом существе энергию, Ostwald увеличивает число различных форм энергии до необычайных размеров, что вряд ли может служить к пользе науки. Все внешние свойства и отношения тел, по учению Ostwald'a, дают основание к признанию новых энергий, как энергии объема, расстояния, поверхности и пр. Но как доказать существование этих энергий в природе, к которым, руководясь тем же принципом, можно присоединить многое множество других энергий, и не служат ли они более или менее плотной ширмой того, что и так сокрыто от нас в природе? Ведь если вещества или массы нет, а тела суть лишь формы энергии, то очевидно, что тела без остатка должны переходить в другие формы энергии, а между тем ничего подобного не наблюдается в природе, так как при всевозможных химических превращениях тела лишь видоизменяют свой состав, форму и объем, но не уничтожаются в настоящем смысле, обнаруживая один и тот же вес своих видоизмененных по внешности частей.

Словом, трудно или даже невозможно помирить гипотезу Ostwald'a с законом неуничтожаемой материи, если не допускать новой, противоречащей нашим понятиям об энергии гипотезы, что есть формы энергии, которые не переходят ни в какие другие энергии.

Поэтому, как ни симпатично в идее ввести в науку вместо понятия материи и энергии одно понятие энергии, мы не видим достаточного оправдания для совершенного устранения материи и замены ее понятием энергии, в сущности не менее отвлеченным, как и понятие материи.

Отсюда естественно, что учение Ostwald'a неизбежно приводит к учению о психической энергии наших органов чувств и вообще нашей нервной системы. Действительно, философ Laswitz делает попытку установить учение о психофизической энергии, согласно с гипотезой Ostwald'a, как дальнейшее ее развитие.

По Laswitz'y, под названием психической энергии следует подразумевать ту часть энергии нервной системы, изменения которой вызывают изменения в состоянии сознания, иначе говоря, под психофизической энергией подразумевается та часть энергии нервной клетки, колебания которой мы испытываем под видом индивидуального состояния сознания.

Наши ощущения и их комплексы обязаны обмену энергий между образованиями, к системе которых принадлежит и наш мозг. Если особенностью психической энергии является то обстоятельство, что ее факторы не поддаются измерению, тогда как для потенциалов прочих форм энергии имеются известные масштабы, то отсюда следует лишь, что математическое обращение с ними представляется невозможным, но ничуть не обозначает, что эти факторы не могут быть допускаемы теоретически. Сущность гипотезы автора, по его собственным словам, состоит в том, что фактор способности в работе психофизической энергии, или так называемая эмпатия, по автору, составляет физиологический коррелят чувства.

Из вышеприведенного ясно, что по Laswitz'у психофизическая энергия составляет физиологический коррелят психических процессов, что колебания этой энергии и ощущаются нами в форме индивидуального сознания.

Существование особой психической энергии и превращение ее в физические энергии и обратно допускается также и некоторыми другими авторами. Между прочим, Зигварт и Штурмер устраняют воззрение на энергию как на движения молекулярных частиц. Они придерживаются того взгляда, что превращение одной энергии в другую, например электрической в световую или тепловую, ничуть не должно истолковывать механически в смысле изменения характера движения молекулярных частиц. Таким образом, по этому взгляду для обычного представления, что теплота, происходящая при столкновении двух масс, обязана превращению массового движения в молекулярное, нет достаточных оснований и вообще не доказано, что теплота есть род молекулярного движения. Мы можем ограничиться лишь определением, что теплота есть один из видов энергии, не предрешая ее сущности.

При таком понимании дела, конечно, нетрудно допустить и психическую энергию, и возможность превращения ее в физическую энергию и наоборот, так как энергия в таком случае является лишь способностью к работе, а будет ли эта энергия психическая или физическая - это представляется уже безразличным.
Надо, однако, заметить, что понятие психической энергии поддерживается и развивается другими авторами в ином смысле. Здесь, в особенности, заслуживает внимания попытка русского философа Н.Я. Грота ввести понятие о психической энергии в психологию. Задачу свою Н. Я. Грот сам определяет следующим образом:

«Дело будет идти в последующем анализе исключительно о том, существует ли особая психическая энергия в основе психических процессов и психической деятельности и подчинена ли она закону сохранения энергии наравне с физическими энергиями, входя в

общую систему энергий природы, которые с включением в нее энергии психической уже не могут называться чисто физическими, а окажутся все, так сказать, психофизическими энергиями (т. е. способными превращаться в психическую форму) или просто формами единой мировой энергии».

В последнее время «взаимная зависимость между психическим и физическим миром, между сознанием и средой, между идеями и элементами природного процесса перешла из области проблем в область фактов. Непрерывное взаимодействие между эмпирическими данными факторами внутреннего психического и внешнего физического существования, несомненно».

Затем автор высказывается, что для объяснения этого взаимодействия «необходимо... найти такое научное понятие и такой принцип, которые, не нарушая и не устраняя самобытности и своеобразности психического процесса в сравнении с физиологическим и вообще физическим, тем не менее, установили бы общую почву для их сопоставления, т. е. для точного определения их взаимной связи и зависимости». Соглашаясь далее с Laswitz'eм, что «если нельзя было найти этой общей почвы при посредстве молекулярной теории материи, которая не приложима к анализу психологическому иначе, как разве в форме уродливой и грубой метафоры Carl'a Vogt'a, что „мысль выделяется из мозга, как желчь из печени», то ее можно и должно искать при помощи методов энергетики.

«В ближайшее время не предвидится никакой иной почвы, кроме учения энергетики для научного сопоставления понятий психического и физического процесса, т. е. для решения вопроса о характере взаимной зависимости между психической деятельностью и физической работой. Энергетическое учение действительно способно внести единообразный принцип в анализ психических и физиологических процессов» .

Опираясь частью на учение энергетистов, частью анализируя, частью критикуя некоторых из положений закона сохранения энергии, автор делает следующее замечание, которое характеризует его взгляды на предмет: «Факт распространения психической энергии в пространстве с известным ускорением при переходе ее в физические формы (а затем обратно в психические) не подлежит сомнению.

Если идеи известной личности, через посредство ее сочинений, более или менее быстро распространяются по свету, причем ими проникаются сотни тысяч личностей в разных странах или на них реагируют, –  такой случай происходит на наших глазах с учением Л. Н. Толстого,– и если эти идеи через посредство физических буквенных знаков, воспринимаемых глазом при помощи световых лучей, увеличивают или ослабляют психическую энергию множества человеческих организмов или же видоизменяют ее проявление и формы ее разряжения, то разве это не факт, доказывающий, что и психическая энергия должна иметь эквиваленты в движении пространственном, совершающемся с известной скоростью и имеющем известное ускорение во времени?»

Но наряду с нервно-мозговой энергией столь же несомненно существует психическая энергия, как особая форма природных энергий, проявляющаяся при своем действии для самосознания (или внутреннего опыта) особыми признаками или явлениями: сознания, ощущения, чувствования, стремления и т. п., подобно тому, как и физические энергии и движения проявляются для нашего сознания различными и своеобразными признаками, которые определяются их восприятием (во внешнем опыте), т. е. нашими ощущениями (света, цвета, звука, тона, давления, вкуса, запаха и пр.)». Что касается вопроса о носителе или среде этой психической энергии, то автор склоняется в пользу уже неоднократно высказанной в науке гипотезы о невесомой эфирной среде как механическом субстрате психических явлений или психической энергии.

 Рассеивается ли всецело вся наша психическая энергия во всех ее потенциальных жизненных запасах при уничтожении ее орудия – организма (т. е. в момент смерти) или нет? На это пока мы не имеем ответа, но можем предполагать, что если всякая энергия в природе может передаваться или переходить из одного тела в другое, т. е. из одной среды действия в другую, то возможно, что и психическая энергия, не будучи совершенно истощена жизнью, не может всецело рассеяться или перейти в так называемые энергии распадающихся частиц тела (в трупе), а переходит со всеми ее основными свойствами (сознанием и самосознанием) в другую среду, например невесомую эфирную, которая, как мы видели, считается иногда «средой действия психической энергии» даже в самом организме – нервной системе.

3. Необходимость признания особой энергии.

Мы держимся также идеи параллелизма как научного факта, но признаем, что психическое и физическое суть два несоизмеримых между собой явления, не допускающих никаких непосредственных переходов одно в другое. Если же они всегда и везде протекают параллельно друг другу, то этот факт объясняется ничуть не тождеством физического и психического, рассматриваемого нами лишь с двух различных точек зрения, как допускают некоторые, тем, что оба порядка явлений обязаны своим происхождением одной общей, скрытой от нас причине, которую мы пока условно назовем скрытой энергией. Если два несоизмеримых друг с другом порядка явлений протекают совершенно независимо один от другого, нигде друг с другом не встречаются и тем не менее везде и всюду протекают параллельно, то уже прямая логика вещей приводит к выводу, что оба порядка явлений, т. е. психические и физические процессы, должны иметь одну общую производящую их причину, которая не только должна представлять собой физическую величину, но и психическое должно содержаться в ней как бы в потенциальном состоянии, и которую мы обозначаем здесь лишь условно именем скрытой энергии.

Взгляд некоторых авторов, что психические процессы сами по себе представляют собой как бы особую энергию, которую обыкновенно называют психической, следует признать ошибочным, на что указывалось уже и ранее неоднократно, – тем более, что нет никакой возможности установить в таком случае взаимоотношение между психической энергией и прочими физическими энергиями.

Идеи не суть силы, как признают некоторые из авторов; они лишь внутренние образы, за которыми скрывается производящая их скрытая энергия.

Равным образом и те материальные изменения, которые мы открываем в нервных центрах во время психической деятельности являются в свою очередь следствием проявления скрытой энергии подобно тому, как все вообще явления в природе суть внешние проявления деятельности различных форм энергии. В самом деле ни одно внешнее явление, ни одно тело в природе не могло бы существовать, если бы за ним не скрывался тот ли иной вид энергии. Словом, все внешние тела и явления в природе суть проявления энергии, видоизменяющей среду.

Точно так же и все внутренние факты и явления, которые мы открываем в нас самих путем самонаблюдения, а равно и все сопутствующие им материальные изменения нервных центров обязаны своим происхождением скрывающейся за ними энергии.

Таким образом, нам становится понятным тот факт, что высшее развитие скрытой энергии вместе с богатым развитием умственны: сил получает пластическое выражение в прекрасно развитом мозге в то время как материальные нарушения мозга приводят к измененному проявлению скрытой энергии, а следовательно, и к нарушению умственных отправлений.

В пользу того, что явления сознания суть не что иное, как проявление или продукт особой скрытой энергии, а не представляют coбой самостоятельного явления, в виде, например, особой психической силы, говорит между прочим и то обстоятельство, что по существу, психическая деятельность возможна и в отсутствии сознания, причем бессознательные психические процессы выполняются по тем же самым законам, как и сознательные; следовательно, скрытая энергия охватывает собой не один только порядок сознательных явлений, но и бессознательные процессы психической деятельности. Из сказанного очевидно,  что между скрытой  энергией,  с одной стороны,   и   психическими   явлениями,   а   равно   и   материальными процессами   в   мозгу — с  другой,   существуют   отношения   причины к следствию. Так как при этом все психические процессы обязаны своим происхождением одному и тому же источнику, т. е. скрытой энергии,  подчиняющейся в своих проявлениях определенным законом, то и между ними самими устанавливается постоянное взаимоотношение   определенной   последовательности,   которое   мы   обыкновенно уподобляем  причинным отношениям.  Если дом  загорелся от пламени свечки,  то мы рассматриваем  пламя свечки  как причину пожара, хотя в действительности причиной пожара является тепловая   энергия, лежащая в основе и свечного пламени, и пожара. Очевидно, что мы в таком же положении находимся и в отношении психической деятельности, в которой один психический образ мы рассматриваем как причину другого,  хотя в действительности тот и другой образ    является  следствием  деятельности  скрытой  энергии. Соответственно тому, что в основе психических процессов мы имеем колебания и движения скрытой энергии, причем мы сознаем лишь результат действия скрытой энергии в виде внутренних или психических образов, при сложных умственных процессах мы замечаем вообще лишь одни конечные результаты умственной работы, первоисточник же их для нас обыкновенно остается скрытым. Оратор во время произнесения речи следит лишь за общим ходом своей речи, совершенно не сознавая, как происходят в его мозгу ассоциации; точно так же писатель во время своей творческой деятельности следит лишь за общим ходом своих мыслей, сами же они возникают из непроницаемых глубин так называемой бессознательной сферы. Равным образом, когда мы выполняем какие-либо сложные двигательные акты, мы замечаем лишь конечный результат своих движений, т. е. исполненные уже действия, которые, будучи восприняты нами, могут служить к дальнейшему руководству наших движений, первоначальное же возникновение последних не воспринимается нами вовсе, оставаясь в сфере бессознательной.

Вообще какой бы умственный процесс, не исключая и самого элементарного психического акта (например, образования ощущений), мы не взяли в пример, мы всегда встречаемся с тем фактом, что первоисточник данных умственных образов, содержащийся в скрытой энергии центров, остается для нас не воспринимаемым, тогда как сознаются нами лишь умственные образы как субъективное проявление скрытой энергии. Это и служит доказательством того, что сознательные образы не суть первичные явления, а суть продукты или последствия проявления не воспринимаемой нами непосредственной скрытой энергии.

  1. Закон сохранения энергии в отношении психики.

Н.Я. Грот признает возможным допускать психическую силу, или энергию, в деятельном и в скрытом состоянии и, руководясь этим, а также и другими соображениями, приходит к выводу, что существует превратимость физических энергий в психическую и обратно и что, с другой стороны, превращение физических энергий в психическую и обратно подчинено закону сохранения энергии. Вряд ли следует долго останавливаться на этой попытке. Достаточно отмстить, что Н. Я. Грот признает скрытое состояние души вообще: «Где были духовные силы Ньютона, Гёте, Канта, когда им было несколько дней, недель, месяцев от роду? Если мы не предположим такую нелепость, что эти силы вошли в них после извне, то должны предположить, что они в годовой „силе жизни" Ньютона или Гёте находились в напряженном латентном состоянии».

В последнее время занимающему нас вопросу была посвящена специальная работа Н. В. Краинского. Рассуждения его в этом вопросе сводятся к следующему:

«Не подлежит никакому сомнению, что причиной всех наших деяний является психический импульс, который мы не можем рассматривать с физической точки зрения иначе, как «силу», являющуюся первым звеном беспрерывного дальнейшего превращения ее по закону сохранения силы. С другой стороны, тот же закон говорит нам, что источником силы не может быть ничто, кроме опять-таки силы. А раз мы должны признать существование „психического импульса" как причины действия живого существа, должны мы признать и другой источник силы, другой вид энергии, превращающийся в психический импульс по принципу эквивалентных отношений».

С этими общими рассуждениями, конечно, в общем нельзя не согласиться с той оговоркой, что не психическую деятельность мы должны понимать как силу, а ту скрытую энергию, которая лежит в основе психической деятельности. Таким образом, если мы будем иметь в виду, что в основе психической деятельности лежит скрытая энергия, то вышеприведенные положения будут вполне отвечать и нашим личным взглядам на тот же предмет.

«Если органы наших чувств возбуждаются единственно лишь энергией, и при том именно в деятельной ее форме в виде движения, то не подлежит сомнению, что источником нашей психической энергии является энергия движения, передаваемая мозгу через посредство органов чувств. Вот где, таким образом, является первый источник психической энергии, вот где нужно искать ключ к закону сохранения энергии в применении к психике, а не в физико-химических процессах мозга, которые служат лишь к тому, чтобы вечно поддерживать в должном состоянии механическую систему подобно тому, как фонограф для восприятия звука должен находиться в ходу и, как хороший аккумулятор, требует совершенной исправности механизма».

В позднейшей своей работе Н.В. Краинский заявляет категорично: «Во внешних раздражениях я вижу единственный источник психической силы, форма которой есть наше „я", а в периферических аппаратах органов чувств – приборы, воспринимающие и, быть может, взгляд на этот предмет профессора В. Я. Данилевского.

«Само собой понятно, что объем и содержание психической деятельности прежде всего определяется наследственной психофизической организацией, которая может у человека развить интенсивную психическую деятельность даже при сравнительно однообразных и слабых воздействиях извне. Последние служат стимулом для превращения богатого запаса потенциальной энергии в „живую силу" психики, преимущественно в сфере ощущений, чувствование желаний, побуждений и т. д. Что же касается до чисто познавательной сферы, то ее зависимость от деятельности органов чувств очевидна: богатство и разнообразие первой прямо пропорционально второй».

Доктор Н.В. Краинский, однако, не считает возможным согласиться с влиянием наследственной психофизической организации на развитие интенсивной психической деятельности».

«Допустивши такое положение, –  говорит автор, –  мы непременно придем к выводу, подобно высказанному Н. Я. Гротом относительно гения Гете и Ньютона, переданного им в латентном состоянии. Откуда же взялась эта скрытая энергия, которая н может возникнуть из ничего, если не допустить ее накопления, путем наследства, что явно невозможно, потому что мы не родима с готовыми знаниями на свет.

Благодаря скоплению большого запаса энергии в центрах, обусловленному благоприятными условиями питания, достаточно уже слабому внешнему раздражению подействовать на мозг, полный энергии, чтобы, подобно искре среди горючего материала, возбудить крайне интенсивный и распространенный эффект, выражающийся разнообразными психическими процессами.

И в том и в другом случае превращение физических энергий в скрытую энергию центров сопровождается субъективными явлениями нашего сознания: в первом случае в виде неясных общих чувствований, дающих в результате при суммировании этих чувствований так называемый общий чувственный тон или настроение духа, во втором случае, кроме общих чувствований, также и локализированные ощущения того или иного качества в зависимости от органа чувств, на который действуют вышеуказанные физические силы, и в зависимости от рода внешних раздражителей.

При этом, очевидно, что при применении закона сохранения энергий к психической деятельности должно быть принимаемо в соображение не отношение силы внешних раздражений к психическим, субъективным состояниям в виде ощущений и представлений, как допускали и допускают многие авторы, а отношение
внешних раздражений, т. е. затрачиваемой извне энергии, к развитию той скрытой энергии, которая в нервных центрах приводит, с одной стороны, к развитию нервного тока, с другой — субъективных состояний, которая, может быть, измеряема по величине производимой ею физико-химической работы организма.

Не подлежит сомнению, что скрытая энергия, благодаря постоянному запасу ее в нашем организме, передается вместе с живыми клетками по наследству и в зародышевых элементах получает вес благоприятные условия для дальнейшего ее скопления, а следовательно, и развития с течением времени независимой от родителей психической жизни.

С другой стороны, при смерти организма скрытая энергия переходит в другие энергии природы по закону эквивалентности.

Благодаря взаимному отношению скрытой энергии и прочих энергий природы, обусловливающему постоянное превращение первой в последние и обратное превращение внешних энергий в скрытую энергию, устанавливается понятие о единой мировой энергии, про являющейся в разнообразных формах. Одну из этих форм мировой энергии и образует скрытая энергия, которая находит благоприятные условия для своего проявления лишь в организованных тел.

 Материал взят из книги В.М. Бехтерева «Психика и жизнь»

СВЕРХВОЗМРОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МОЗГА

Помните, как, в свое время, третировали людей, которые утверждали, что могут видеть пальцами, носом, ступнями и другими частями тела. В лучше случае их объявляли шарлатанами, в худшем – их жала психушка.

Теперь можно сказать, что пришло время реабилитации, потому что существует методика, которая может научить видеть, слышать и ощущать непосредственно мозгом. А наука, в лице Бехтеревой Натальи Петровны, подтвердила такую возможность.

Однажды мне на глаза попалась цифра, которая поразила меня. Человечество накопило огромное количество знаний, но, оказывается, доля знаний о самом человеке составляет среди них не более трех процентов.

Выходит, что человек больше знает о планетах Солнечной системы и строении атома, чем об устройстве самого себя. Но поскольку природа не терпит пустоты, эта ниша непременно должна быть заполнена, а значит научные исследования ближайшего будущего будут посвящены, глазным образом, изучению человека – его тела, души и духа, а также их возможностей.

Мою мысль подтвердило выступление академика Бехтеревой Натальи Петровны на всемирном конгрессе «Итоги тысячелетия», проходившем в Санкт-Петербурге в конце 2000 года. Ее доклад был посвящен сверхвозможностям человеческого мозга.

ДАРВИН, ТЫ НЕ ПРАВ!

Аристотель был уверен, что душа находится в сердце, а мозг служит для охлаждения проходимой через него крови.  С тех пор прошло много времени, но мозг по-прежнему остается большой загадкой даже для специалистов.

Мозг наших далеких предков не сильно отличается от нашего мозга, что не укладывается в эволюционную теорию Дарвина. По всей видимости, человечество со временем не становится умнее. С другой стороны, наш мозг легко приспосабливается к стремительно возрастающему информационному потоку – он запросто осваивает новую технику, технологии, которые и не снились людям, жившим всего 50-100 лет назад. При этом говорят, что человек средних способностей использует свой мозг на 20-30 процентов.

«Я бы не определяла работоспособность мозга в процентах, - говорит Наталья Петровна . – Мозг использует столько своих ресурсов, сколько человеку в данный момент нужно.

Но если это так, значит, мозг изначально имеет все возможности для решения любых задач, которые возникали, возникают, и даже будут возникать перед человеком? Наука о мозге отвечает на этот вопрос утвердительно.

ФЕНОМЕН ДЕТЕКТОРА ОШИБОК

Существует интересное явление – феномен «детектора ошибок», открытый в Институте мозга еще в 1968 году. Возникает он в виде реакции мозга на отклонение деятельности человека от какого-либо плана.

Например, уходя из дома, человек проверяет, выключил ли он утюг. Достаточно сделать это один раз, как в мозгу формируется некая контролирующая программа. В результате спешащий на работу человек, уже на улице начинает чувствовать дискомфорт. Его беспокойство усиливается до тех пор, пока он не возвращается домой и не обнаруживает, что забыл выключить утюг.

Оказывается, мозг сам, независимо от человека, проверяет, все ли его хозяин сделал правильно. Если нет, он доступными способами пытается сообщить об ошибке. Чем опаснее отклонения от нормы, тем громче об этом заявляет мозг. Часто это называют интуицией. Это открытие имеет очень важное значение. Какое?

«На протяжении сотен лет человеку со школьной скамьи говорили – не убий, не укради, - говорит Бехтерева. –Что при этом происходило? В мозгу возникала своеобразная охранная служба, которая называется совесть. Эта служба работала иногда сильнее, чем указы, постановления и суд. Человек не осознавая причины, стремился не выходить за рамки десяти заповедей.»

Что произошло потом? Эти законы исчезли из школьной программы. Их заменили законами физики, химии, зоологии, а историю представили перечнем войн и биографиями властителей и завоевателей. Можно себе представить, какие «охранные» программы сейчас стоят в мозгу.

Последствия их работы мы видим на каждом шагу, поскольку наш «детектор ошибок»  не знает, что есть норма. При решении задач взаимоотношений между людьми он пользуется физическими законами, вроде «сила действия равна силе противодействия». И тогда человек начинает крушить все вокруг – «око за око, зуб за зуб». Ничего не поделаешь - другой-то программы у него нет.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ – ЭТО НОРМА

«Детектор ошибок» всего лишь верхушка айсберга возможностей человеческого мозга.

Однажды при лечении болезни Паркинсона стимуляцией мозга вживленными электродами, пациентка неожиданно почувствовала сильное чувство любви к лечащему врачу. Причем чувство было настолько сильным, что пришлось обращаться за помощью к психотерапевту.

В другой раз сотрудник Института экспериментальной медицины Владимир Михайлович Смирнов также занимался стимуляцией мозга больного. Внезапно тот как бы резко «поумнел» – в два раза улучшилась память, он стал быстрее считать. Пациент сказал, что ощутил что-то вроде озарения. Такое чувство возникает у творческих людей в момент, когда они становятся способны написать выдающиеся стихи, музыку, сделать открытие или изобретение.

«У меня в жизни бывало так, что буквально в готовом виде получала решения, до которых, как мне казалось, я просто не могла сама додуматься – вспоминает Наталья Петровна. – Решение ниоткуда, кроме определенного склада ума требует и определенного настроя, психического состояния. Это как бы состояние «приема». Причем оно не является чем-то экзотическим, не слишком отличается от нормы».

Выходит, что в мозгу каждого человека имеется все необходимое, чтобы стать гением? Скорее всего, это так. Каждый мозг, несомненно, обладает сверхвозможностями, и этот факт подтвердила наука. У людей, которых мы называем талантами, эта способность открыта с рождения. Бывает, что она включается в экстремальных ситуациях. Большинство же людей этими возможностями не пользуется. На это есть причины.

Известно, что для гениев характерно «сжигание» себя. Не зря их сравнивают с падающими метеорами – вспыхнул в ночи, высветил путь, поразил воображение и угас. Немногие гении доживали до преклонного возраста. Это происходило потому, что при активированных сверхвозможностях у них в мозгу были выключены защитные механизмы, призванные защитить человека от самого себя. Те гении, которые дожили до глубокой старости, такую защиту имели. А можно ли научиться открывать сверх возможности, не выключая защитные функции мозга. Теперь наука может дать утвердительный ответ. 

 ВИДЕТЬ НЕВИДИМОЕ

«Известно, что Иисус Христос вернул зрение слепому верующему, прикоснувшись к нему, - рассказывает Бехтерева. – Я всегда была на стороне тех, кто предполагал, что это была истерическая слепота.

Но после того как журналистка Татьяна Королева принесла мне фильм о результатах работы Вячеслава Михайловича Бронникова, у меня изменилось отношение к этой истории».

Дело в том, что 90 процентов слепых от рождения детей после занятия у Бронникова приобрели навыки самообслуживания, уверенно описывали цвет и форму окружающих предметов и даже могли читать, а 80 процентов глухих и слабослышащих детишек после знакомства с этой методикой полностью восстанавливают слух. Самое удивительное, что при этом они видят не глазами и слышат не ушами.

«Мы пригласили Бронникова и его удивительных сотрудников к нам в институт, - вспоминает Бехтерева. – И в течение полугода два раза в неделю проводили обследование сына Бронникова – Володю, который давно занимался по методике отца и женщины Ларисы, ослепшей в восьмилетнем возрасте. Все это время я сидела рядом и наблюдала за происходящим». Результаты превзошли самые смелые ожидания.

Сначала Володя смотрел глазами, и приборы четко фиксировали входной сигнал, который поступал от глаз в мозг. Когда же ему надели на глаза светонепроницаемую повязку, он точно описывал то, что «видел», но приборы при этом не фиксировали входного сигнала! Результаты четко повторялись от опыта к опыту. Это было чудо – человек видел не глазами!

Я хорошо представляю состояние ученых, потому что когда сам впервые увидел, как подростки с завязанными глазами шустро ходят по залу, уверенно огибая препятствия, а потом также шустро рассказывают, что изображено на газетной полосе и какого цвета предмет, который им показывают издалека, я , честно говоря, был шокирован. Мне даже показалось, что ребята вслепую лучше ориентируются в незнакомом помещении, чем с открытыми глазами. Более того, впоследствии оказалось, что один из подростков слепой с рождения.

На этом открытия не закончились. Однажды после очередного эксперимента, когда с Володи сняли повязку, и он посмотрел на мир глазами, приборы не зафиксировали входного сигнала от глаз. Это означало, что мозг полностью переключился на «прямое» видение, причем мальчик даже не заметил, что продолжает смотреть не глазами! Но чем?

Параллельно со зрячим Володей обследовалась слепая Лариса, прошедшая подготовку у Бронникова. Есть методы, позволяющие проследить, как поступает информация в мозг. При этом смотрят, как он реагирует на определенные раздражения, скажем, на свет. Так вот, исследования показали, что у слепой Ларисы есть видение световых вспышек.

«И вот сижу я за столом вместе с Ларисой – вспоминает Наталья Петровна, - и спрашиваю: «Какого цвета на мне одежда?» А на мне было ярко-красное пончо. И она уверенно отвечает: «Красная».

Лариса продолжает усиленно заниматься, у нее очень изменилось отношение к миру. Она говорит, что всегда мечтала видеть и теперь реализует свою мечту.

У Бронникова есть несколько методик восстановления зрения. Например, больной сначала по анатомическому атласу изучает строение здорового человеческого глаза. Затем «внутренним зрением» которое у него открывается в результате занятий, он «видит» дефекты собственного глаза. На «картинку» больного глаза он мысленно накладывает изображение здорового. И так изо дня в день. Медики при этом отмечают стабильное улучшение зрения. Из последнего примера вытекают очень важные следствия. Выходит, что эти дети не просто учатся видеть без помощи глаз, но и могут диагностировать заболевания. Последние исследования показали, что ученики Бронникова могут видеть на ранней стадии раковую опухоль размером до миллиметра, что не может сделать никакое медицинское оборудование. Более того, Бронников утверждает, что дети могут «видеть» молекулы!

Чем? Вопрос остается открытым. Ученые пока что зафиксировали факт того, что человек может видеть без помощи глаз. Как это происходит, пока непонятно. Замечено лишь, что в мозгу возникает картина, сходная с той, когда у людей открывались сверхвозможности при электрической и электромагнитной стимуляции некоторых участков мозга. Важным моментом считает Наталья Петровна, здесь является то, что эти сверхвозможности активизируются без выключения защитных механизмов мозга. Ответы на множество вопросов могут дать только дальнейшие исследования.

     ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ СВЕРХ-ВОЗМОЖНОСТИ ?

«Современный человек прошел большой путь, но часто биологическое в нем торжествует над разумом, что проявляется в агрессии, - говорит Бехтерева. – Поэтому век научно-технического прогресса является и веком кровавым. Мне кажется, что ключ перехода от века кровавого к веку процветания спрятан в глубине мозга человека».

Сейчас мы живем в ожидании серьезных экологических неприятностей. Попытки решить проблемы на межгосударственном уровне успеха не умеют. Может быть, именно сверхвозможности мозга позволяет превратить человека разумного в человека сознательного и справиться с этими трудностями.

«Это достижимо, если в рамках программы человековедения будет вестись разумное обучение в наших школах и вузах. Но самое важное – формирование матрицы совести с раннего детства, - подчеркивает Наталья Петровна. – Это очень важно, потому что опыт маугли, воспитанника леса, нам говорит – потом будет поздно. Из Маугли человека не сделать».

НЕ ИМЕЮЩИЙ ГЛАЗ ДА УВИДИТ

Гармонизация организма, развитие творческих способностей личности, профилактика и лечение тяжелобольных – эти и другие актуальные проблемы решают новые социальные технологии. Они приобрели широкую известность как метод академика Вячеслава БРОННИКОВА.

Академик РАН и РАЕН Наталья Петровна Бехтерева в своих исследованиях подтвердила факт наличия альтернативного видения у людей, обученных методу Бронникова, в своем докладе на международной конференции «Итоги тысячелетия», где В.М. Бронников получил золотую медаль за создание своего метода.

Знакомство с методом Бронникова в Уральском регионе состоялось в 2000 году. Первый центр был организован в Перми, а с 2002 года Центр космобиоритмологии действует и в Челябинске. В нем обучают население и готовят более 700 человек, подготовлено 10 инструкторов.

Метод Бронникова сегодня вооружает и врачей, и психологов, и родителей и используется как эффективный инструмент для адаптации детей и подростков к социальной среде, реабилитации их в обществе, для развития их творческих способностей и раскрытия внутреннего потенциала.

Однако возможности метода гораздо шире. Его можно использовать для диагностики любого биологического организма, технического средства, здания, системы, пространства.

Центр космобиоритмологии регулярно приглашает в Челябинск ведущих специалистов,  владеющих методом Бронникова. В октябре 2003 года состоялся визит автора метода академика, доктора философии В.М. Бронникова, во время которого жители города, преподаватели и студенты вузов получили возможность прослушать курс лекций.

Одно из самых востребованных направлений метода на данный момент – медицинское. В ноябре – декабре 2003 года с курсом лекций «Медицинские аспекты первой ступени» приезжала ведущий специалист медицинской программы д.м.н. Любовь Юрьевна Ложникова.

Желающим пройти энергоинформационную диагностику и коррекцию состояния всех систем и функций организма центр предоставляет такую возможность. Диагностика проводится экспертами-диагностами А.Г. Левитом и П.С. Понкратовым в сопровождении врача, обученного по методу В.М. Бронникова.

В июле 2004 года впервые планируется приезд в Челябинск специалиста спортивного направления. То, о чем мечтают мастера боевых искусств и идут к этому всю жизнь, можно развить за несколько лет. Уже на начальном этапе спортсмен научится не уставать и быстро восстанавливать силы после тренировок и выступлений, метод поможет снизить возможность профессиональных травм и ускорить процесс реабилитации. База высшего мастерства закладывается при обучении по первой, второй, третьей ступеням метода В.М. Бронникова со спортивным уклоном.

С января 2003 года ведется благотворительная деятельность в центре: проводятся занятия по обучению методу со слабовидящими ВОС и инвалидами Великой Отечественной войны.

Исследованием самого метода, а также детей, прошедших первую, вторую и третью ступени обучения, уже десять лет занимается Институт мозга (Санкт-Петербург), МГУ, Тверская медицинская академия, диагностический центр Министерства обороны, Институт традиционных методов лечения Министерства здравоохранения России, Международная  академия развития человека.

В Челябинске исследованием метода и результатами его применения занимаются на кафедре спортивной медицины Урал-ГАФК под руководством к.м.н. А.Э. Батуевой, на кафедре психосоматокоррекции ЧелГУ под руководством к.м.н. О.С. Колосовой и в Центре космобиоритмологии.

В настоящее время сотрудники центра работают над созданием комплексной программы по внедрению метода Бронникова на Южном Урале и приглашают всех заинтересованных лиц, научную общественность, предприятия и творческие коллективы принять совместное участие в работе над формированием нового человека  XXI века.

ПРЯМОЕ ВИДЕНИЕ – НОВОЕ СВОЙСТВО ЧЕЛОВЕКА

Мой творческий путь к Открытию способности прямого видения у Человека берет начало от моего детства. Мой окружающий мир выглядел совершенно иначе, чем мир других людей. Мое сознание фиксировало «тонкий мир», энергоинформационные структуры людей, материальных объектов и природы, выступающих на «первом плане» моего видения. Описать то, как я видел, можно лишь в ассоциативном сравнении, когда, к примеру, объекты просвечивают под рентгеном, с тем лишь отличием, что я самостоятельно и  реально, четко и очень подробно, управлял изображением.

Все мои попытки объясниться со взрослыми к успеху не приводили. Постепенно я стал замечать, что идентичные объекты мы видим совершенно иначе и поэтому описываем их по-разному.

Окружающие дезориентировали и психологически  дестабилизировали мой организм внушением о моих отклонениях от нормы. Результатом таких действий стало резкое ухудшение состояния моего здоровья и общего самочувствия, возник ряд соматических заболеваний, ухудшились зрение, слух, координация движения, память, но больше всего пострадала речь. До восьмого класса на уроках в школе я отвечал только письменно.  Врачи убеждали меня свыкнуться с мыслью об участи судьбы немого Человека.

В 1966 году я встретил Человека, который  помог мне.

 Его внимание  было привлечено чем-то необычным  во мне. Он задал вопрос:

-Когда ты закрываешь глаза, ты способен видеть?

-Да – ответил я.

-А что можешь увидеть?

-Все. Вот сейчас из-за угла выедет красный автобус с разбитым передним стеклом.

Через минуту появился автобус.

Человек был крайне удивлен. Как это может быть, ведь, чтобы достичь этого,  надо заниматься
20-40 лет. А я с этим родился.

В дальнейшем встречи с людьми, обладающими подобными способностями, помогли мне понять – я психически совершенно здоров. Люди, окружающие меня, были слепы каждый по-своему.

Узнав, что я могу видеть внутри своего пространства свой организм, внутренние органы, добрые люди, обладающие специальными знаниями, подсказали мне, как восстановить нарушенные функции. Так, приобщаясь к знаниям медицины и психологии, я восстановил свое зрение, двигательную функцию, память и речь.

Занимаясь собой, я превратил себя в исследовательскую лабораторию. Упражняясь и повторяя эксперименты из своего практического опыта, я получил хорошие результаты, улучшил и систематизировал свои знания.

В процессе гармонизации самочувствия у меня удивительным образом открылись новые свойства и способности, такие как видение будущих встреч и событий и др. Ирреальные сновидения проходили, как удивительная по своей реальности жизнь. Во сне я могу видеть на 360 градусов, достаточно хорошо ощущать себя и окружающий мир, даже более реально (в десятки раз), чем в обычной жизни. Во сне я способен перевоплощаться, управлять событиями, обучаться сам и обучать других.

Все это открыло во мне многогранность творческих качеств и художественных способностей. Примечательно, что мой земляк из Феодосии – великий художник-маринист И.К. Айвазовский, обладал таким же внутренним видением. Он создавал картины внутри своего мозга, а лишь затем переносил  изображения на полотно.

В чем выражаются эти способности?

При закрытых глазах внутри мозга возникает ощущение пространства и по моей команде в нем возникает белый экран, которым я управляю, создаю любое желаемое изображение.

Экран можно расширять, уменьшать, приближать, удалять. Можно видеть все: от микро- до
макро - объектов.

В таком внутреннем видении человек сохраняет возможность использовать все существующие органы чувств и более того, они могут проявляться в многомерности,  с большей мощностью.

Я дал название этому пространству «Институт проекционного моделирования». В нем  создаются объекты, выстраиваются ситуации, производится конструирование, проводятся тренировки по  различным видам спорта, плаванию, занятия на тренажерах и водные процедуры. На занятиях проявляются способности видеть и слышать музыку, сочинять стихи и многое другое. Открываются новые просторы Сознательной деятельности в творчестве и применении методик занятий, совершенствующих память. Людей, обладающих такими способностями, с каждым годом становится все больше.

Подобными направлениями занимались во многих странах. Чаще всего деятельность этих организаций прерывалась, и заканчивалась трагически, так как в выборе цели была заложена ошибка. Развивать феноменальные способности человеческого мозга эмпирическим путем нельзя (а в будущем будет запрещено). Человеческий мозг имеет отличительные особенности, и прежде чем в него внедряться, надо быть уверенным в правильности выбора цели для достижения соответствующего результата. В противном случае будет возникать патология.

В школьные годы я легко обучал способностям, которыми владел сам, и своих сверстников. Мои уникальные способности и оригинальная методика привлекали в первую очередь больных людей, страдающих, в большинстве своем, сложными патологиями.

В чем суть метода?

Первый этап обучения –

развитие определенного комплекса ощущений в своем организме и умение им управлять. Подобные явления достаточно хорошо известны во многих системах: Цигун, Ушу, Йога и т.п.  Важно знать закономерности и принципы, которые в данном случае, выполняют роль «техники безопасности». Такой способ, создающий на различных уровнях организма ощущения напряжения и расслабления, тяжести и легкости, формирует волны ощущений в организме, переводит клеточный уровень организма из пассивного в активное состояние, активизируя защитные функции и гармонизируя функции органов и систем. Те, кто занимается медитацией и различными формами видения с отсутствием знаний о закономерностях техники восстановления функций работы головного мозга, получают  плачевные результаты, выражающиеся психическими расстройствами с галлюцинациями.

Второй этап обучения

развитие внутреннего видения при закрытых глазах. Как уже было сказано ранее, вся специфика техники была отработана мною на себе. Из собственного опыта я хорошо знал как положительные, так и негативные стороны этого явления. Поэтому особое значение я придаю технике безопасности  и точному знанию технологии развития.  Лишь сознательно, по команде, у  человека должен появляться экран, на котором создаются не только любые заданные изображения, но и возникают ощущения, запахи, вкус и многое другое.  Необходимо точно знать и правильно следовать навыкам, выполнять упражнения.

Те, кто недооценивает технику «закрытых глаз» и сразу начинает работать, используя виртуальный эффект изображения, при открытых глазах, допускает множество ошибок с патологическими последствиями, что ведет их деятельность к кризису.

Внутреннее видение открывает новый мир фантастических возможностей, и мы применительно к нему называем его виртуальным миром человека.

Третий этап обучения – Прямое Видение.

При закрытых глазах – на внутреннем экране создается изображение, аналогичное изображению, находящемуся в материальном мире окружающего нас пространства. Система специальных упражнений приводит к объективному видению цвета, формы, пространственному ориентированию. После короткой тренировки мозг начинает видеть окружающий мир самостоятельно. Это явление мы называем  «Прямое Видение».

Убежден, что в ближайшем будущем Люди найдут объяснение прямому видению, которое позволит ответить на существующие сегодня вопросы, связанные с возможностями мозга.

Нам известно, что изображение формирует мозг Человека, а глаза выполняют фокусирующую функцию. В данном случае мозг формирует и синхронизирует изображение по Сознательной команде Человека, а далее переводит все в автоматический режим. Последующие этапы, развивающие это свойство, открывают уникальные перспективы во всех направления жизнедеятельности человека.

Примечательны наши успехи и участие в мировых, международных и региональных программах.

В 1994 году команда специалистов из Феодосии была приглашена в Москву для участия в научно-исследовательских работах. В дальнейшем мы принимали участие в научно-исследовательских работах в Москве, Киеве, Алма-Ате (Казахстан), Аахене (Германия), Париже и Ницце (Франция).

Наталья Петровна Бехтерева пригласила нас в Санкт-Петербург после просмотра документального фильма Татьяны Королевой «Бумеранг». С этого времени начался первый  этап научно-исследовательских работ.

Откровенно признаюсь, как Человека и Отца, меня, прежде всего, волновал вопрос: «В каком состоянии находится мозг моих детей?». Физически мои дети здоровые, уже взрослые, имеют развитые способности. Но мое личное отношение к «Прямому видению» и объективные знания об этом всегда требовали авторитетной оценки События, ясных ответов на существующие вопросы. Поэтому считаю необходимым отметить совместно выполненные исследования в Институте Мозга Человека.

По мнению Н.П. Бехтеревой, энцефалограмма мозга моего сына показала  наилучшую картину развития и работы мозга. По ее словам, подобные результаты можно заносить в учебник как образец. Дальнейшие экспертные оценки подтвердили, что метод работает, эффективно улучшает работу мозга, устраняя при этом негативные проявления.

Необходимо отметить, что у каждого человека, слепого от рождения или потерявшего зрение, способность видения формируется с разной скоростью от нескольких месяцев до нескольких лет. Основным препятствием, чаще всего, является психическое нарушение.

Группой специалистов, под руководством Н.П.Бехтеревой, были получены результаты исследования обычного и Прямого видения у Володи Бронникова.

В течение нескольких месяцев, по заранее разработанной программе, ему необходимо было реагировать на специальные тесты, состоящие от 200 до 500 знаков при использовании обычного зрения и «Прямого видения». Как утверждают специалисты Н.П. Бехтеревой, процессы работы мозга регистрировались достаточно четко. И здесь произошло неожиданное. Из-за созданной высокой нагрузки на деятельность мозга, мозг  Володи самостоятельно переключился с обычного видения при открытых глазах на прямое видение при открытых глазах, и это было наглядно зарегистрировано.

О чем это говорит? Мозг всегда выбирает наиболее оптимальные решения и функции. Это указывает на то, что Прямое видение более естественно для организма и удобно для работы мозга, являясь более мощной полифункциональной структурой с превосходящей экспонентной.

О способности видения с закрытыми глазами известно уже очень давно. Медитация, третий глаз, ясновидение, телепатия, сновидение – все это явления, имеющие, по-видимому, общую природу, в основе которых лежит «Прямое видение».  Но, отсутствовало Открытие, регистрирующее и объясняющее основной механизм этого явления. Теперь же

Я надеюсь, что слепые станут зрячими, а зрячие – видящими.

В.М. Бронников

ПЕРЕХОД ОТ СВЕРХЧЕЛОВЕКА - К ЦИВИЛИЗАЦИИ СВЕРХСОЗНАНИЯ. ОКАЗЫВАЕТСЯ, ОН УЖЕ НАЧАЛСЯ

ИМЕЮЩИЕ ГЛАЗА -ДА УВИДЯТ!

"ПРЯМОЕ" ВИДЕНИЕ"

Если бы не отзыв академика РАН Натальи Петровны Бехтеревой, которая отмела все подозрения в шарлатанстве и фокусничестве, почтенная публика, пожалуй, не поверила бы тому, что затем увидела.

Троим подросткам закрыли глаза глухими черными повязками, и в таком виде они продемонстрировали способность не только прекрасно ориентироваться в пространстве, распознавая любые вещи, но даже читать тексты. Словно черные повязки были прозрачными... Из комментария следовало, что подростки - не какие-нибудь уникальные экстрасенсы, а обычные дети. И что научить "альтернативному" или "прямому" видению можно практически любого желающего.

Среди ученых мужей, собравшихся в Таврическом дворце на конгресс "Итоги тысячелетия", все это произвело настоящий фурор. Каким образом видят дети с закрытыми глазами? Почему у них это получается? Обступив автора методики - Вячеслава Михайловича Бронникова, - солидные люди не уставали задавать вопросы. предлагать помощь в продвижении достижений, а кое-кто потихоньку своими руками щупал те черные повязки, будто пытаясь отыскать в них тайные дырочки... Сенсация нового тысячелетия!

У МОЗГА СВОИ "ГЛАЗА"

Согласно докладу Н.П.Бехтеревой на конгрессе, в ходе экспериментов было установлено, что подопечные Бронникова - как слепые, так и просто с завязанными глазами - после неких упражнений действительно способны каким-то загадочным образом воспринимать сигналы с информацией об окружающем реальном мире.

Загадочным, потому что в ходе исследований приборы не регистрировали "входящий" сигнал, но однозначно показывали, что информация мозгом получена и обрабатывается. Было установлено, кроме того, что мозг при этом не перенапрягается, а работает как бы в обычном режиме - то есть "прямое" видение является нормальной (но "забытой" большинством людей) функцией нашего организма!

Саму Наталью Петровну больше всего поразило, как после нескольких занятий со знакомой ей женщиной, у которой с детства отсутствуют глазные яблоки, та стала различать свет и даже цвета. "Какого цвета на мне одежда?" - спросила ее однажды Бехтерева. "Красного, - ответила Лариса (на Бехтеревой было красное пончо) и неуверенно добавила: - Или синего?" Под красным пончо было синее платье...

Между тем в кулуарах конгресса Бронников рассказывал и вовсе фантастические вещи. О том, что некоторые его пациенты "видят" внутренние органы человека и могут при необходимости ставить диагноз. О том, как дети-аутисты не просто "открываются", но проявляют такие способности, которые и не снились их "нормальным" сверстникам. О том, что разработанные им методики и упражнения позволяют запросто беседовать с Пушкиным... Эти сообщения были на грани, если не за гранью, но недавняя демонстрация "видящих" слепых, завизированная авторитетом Бехтеревой, не позволяла ученой публике прямо назвать их чушью.

КОМПЬЮТЕР С ПРИСТАВКОЙ "БИО"

В перерыве между сессиями конгресса удалось поговорить с Любовью Юрьевной Ложниковой, которая представилась как руководитель-координатор научных и медицинских программ Академии сознания В. М. Бронникова. Рядом был 15-летний москвич Саша Левит из числа тех самых "видящих" подростков: по методике Бронникова он занимается уже шесть лет. Пацан как пацан - переминался с ноги на ногу, пританцовывал, пока разговор его не касался, "нукал" и подбирал слова, отвечая на вопросы. Порой движения его были несколько неуклюжими, словно он сомневался, всели правильно делает: тогда выделялись его глаза - мертвые: на правом - катаракта, а левый видит на один процент: тем не менее, белая трость ему явно была не нужна...

Ложникова. Мы называем это еще "внутренним видением" - когда человек закрывает глаза и создает изображение на внутреннем экране. Объективность этого видения должна подтверждаться тем, что человек с закрытыми глазами видит окружающий его материальный мир. Тогда можно говорить и о том, что он с высокой степенью объективности может видеть и нематериальное пространство.

- То есть альтернативное, внутреннее видение совершенно аналогично тому, что человек видит глазами? Или Саша видит мир как-то иначе?

Саша. Сейчас я разницу, может быть, не очень замечаю. А раньше... Когда я закрываю глаза и включаю биокомпьютер, то как будто смотрю телевизор или монитор какой-нибудь. Изображение то же, но понятие о том, что я вижу и как я вижу, - совсем другое... Как далеко я вижу? Как и обычным зрением. Но можно "наработать", и тогда - хоть до горизонта.

Ложникова. Более яркие цвета всегда присутствуют. Изображение более объемное. И вообще все ощущения более обостренные, чем когда мы используем обычные органы чувств и обычное зрение. Этим и отличается внутреннее видение... Сначала мы обучаем видеть на близком расстоянии, около себя, потом - в пределах комнаты, чтобы можно было ориентироваться среди окружающих предметов. А затем, с помощью тренировок, мы начинаем увеличивать эти расстояния...

- Если так, то можно ли научиться видеть, грубо говоря, спиной?

- Можно видеть чем угодно, потому что на самом деле "видит" мозг.

- А если монитор будет повернут не к человеку, а в сторону?

- Для этого нужно опять же обучение. Мы задачу такую не ставили, хотя у нас есть отдельные дети, которые видят на 360 градусов, имеют голографическое такое видение... Тренировки, в ходе которых идет синхронизация внутреннего видения и объективной реальности, позволили нашим ребятам читать тексты с закрытыми глазами. Ни один экстрасенс, сколько мы ни просили, не мог это сделать...

СВИДЕТЕЛЬСТВО "ВРЕМЕНИ"

Вечером того же дня я смотрел программу "Время". Показали репортаж из Самарской области. О молодом парне по фамилии Семиволос, который с детства может "видеть" затылком, читать ступнями и особенно хорошо - коленями... Еще в репортаже ставилась социальная проблема: никому эти удивительные способности не нужны, если парень зарабатывает на жизнь с лопатой в руках.

ВИДЕНИЕ БРОННИКОВА

А ТЫ КТО ТАКОЙ? Никогда не забуду, как во время интервью, рассказывая о своем детстве, когда он уже видел то, чего не видят другие, Бронников вдруг подскочил, перегнулся через стол и, пристально глядя в глаза, громким шепотом закричал мне в лицо:

- Дорогие мои! Мне до сих пор трудно понять, кто вы такие! Почему вы этого не видите! Да, кроме того, еще носите «очки». Хорошо хоть не горшки на голове...

Наверное, мне следовало испугаться его мощной и направленной энергетики. Или, хотя бы и молча, возмутиться предложенной классификацией людей. Или, чтобы успокоить уязвленное самолюбие, изобразить иронию, оправданную этим внезапным выпадом.

Но мне было просто интересно. Бронников рассказывал необычные вещи, отношение к которым людей как бы делит их на три лагеря. Одни совершенно категорично считают подобные истории и теории "бредом сумасшедшего". Другие абсолютно уверены в обратном. А третьи - видимо, я из их числа, - в равной степени уважая мнение тех и других, во всем пытаются обнаружить рациональные зерна и отделить их от плевел.

- Каждый следователь обязан этим владеть! Каждый священник! Каждый ученый! - уже спокойнее продолжал неистовствовать Бронников. - Теперь я четко понимаю, что большинство людей воспринимают гениев как гениев. Да нет, дорогие мои! Гении - это нормальные люди. С соответствующими способностями. А вот кто не-гений - он просто не-до-раз-витый человек! И нужно это признать! Чтобы возвыситься, нужно унизиться!

ЗАГЛЯНУТЬ В СЕБЯ

В пять лет, прогуливаясь по Феодосии с отцом, он встретил человека, который, как считает теперь Бронников, был йогом или обладал какими-то особенными способностями. Тот мужчина, поговорив с отцом, спросил Славу как бы между прочим: "А ты можешь видеть с закрытыми глазами?" Для Славы этот вопрос был провокационным, потому что

он считал, что видеть так могут все. Он ответил, что из-за угла должен вывернуть красный автобус с разбитым передним стеклом. Они поговорили еще о чем-то, а потом появился тот автобус, который Слава увидел за четыре квартала.

И тогда тот человек, имея в виду "букет" патологических заболеваний мальчика, сказал: "А ты попробуй заглянуть в себя".

С тех пор маленький Бронников стал "лабораторией в себе", отыскивая больные клетки и участки тела, излечивая их и поражая другие, сверяясь с картинками из анатомии человека, пытаясь понять взаимосвязи и постепенно восстанавливая себя.

- До сих пор я страдаю тем, что хочется все знать, - говорит он сейчас. - Я каждый день должен "прорастать" знаниями. Я считаю, что если человек чувствует, что он не "вырос" в чем-то за день, то он как бы умер на этот один день.

Он научился не только видеть, но и управлять своими внутренними органами, давлением крови, развитием мышц... Рассказывая об этом, Бронников вдруг выскочил из-за стола, предложил пощупать мышцы вокруг локтевого сустава правой руки, и, когда ничего особенного я не обнаружил, продемонстрировал экспериментальную мышцу. Она вздулась как крупная синеватая шишка, но там, где наличие мышцы вообще трудно было себе представить. "Я развил ее мысленно, на уроках русского языка, за две недели по пятнадцать минут в день... И главное, что она с тех пор не пропадает! Так тело все можно развить..."

- Это как бы аутотренинг. Здесь нужно знать, какие развивать в себе чувства и как ими управлять. Это так же просто, как управлять автомобилем, когда уже приобретены необходимые навыки.

ПОМОГИ СЕБЕ САМ

Мы все живем в мире реальной фантастики. Когда без развития определенных психологических способностей правильно ориентироваться и реагировать дальнейшее развитие человечества становится просто невозможным.

Чтобы войти в определенную среду, надо быть готовым к ней, иначе не поймешь ничего. Тот человек, который соприкасается с нашей системой, но не подготовлен, начинает задавать такие глупые вопросы, что хочется сказать: Блаватская еще писала об этом! Возьми и прочитай, родимый! Ведь информации масса! Пусть она примитивная, пусть поверхностная, но она существует.

- Только разобраться, где там правда, а где вымысел, почти невозможно...

- Совершенно с вами согласен. Методик, аналогичных моей, очень и очень много. Одни развивают "третий глаз", другие развивают медитацию... Но, как мне думается, в них до сих пор не отработаны "правила дорожного движения". Которые четко определяют, где вымысел, а где правда. Шаг в теории и шаг в практике - вот что очень важно. Один говорит о многих всяких вещах, а практически ничего не может сделать, - значит, он отклонился в одну сторону. Другой делает потрясающие вещи на практике, но не может объяснить ничего - значит, в другую сторону ушел...

Если посмотреть на мир моими глазами, то это ужас какой-то: кругом инвалиды и дистрофики. Хотя проблема разрешается очень просто! Нужно лишь дать людям элементарные - элементарные! - знания по саморазвитию. Мы в своем предметном мире потеряли способность ориентироваться по природному чутью...

- Кашпировский предлагал решить проблему еще проще. Помните? "Даю установку"...

- Посмотрите на этот процесс со стороны. Либо вам клизму будут ставить, либо вы сами будете нормально питаться... Помочь человеку может даже фонарный столб! Если сделать внушение, что вы ударитесь о него три раза до крови и это поможет излечиться, то и он будет работать... Но задача в том, чтобы каждый человек смог помочь сам себе в развитии.

И тут Бронников рассказал потрясающую историю о том, как его полуторагодоволый сын, понаблюдав за тем, как папа помогает другим людям, однажды снял своей маме зубную боль. Просто поводив ручкой около ее щеки. А потом помогал постоянно: маленький ребенок - женщине с двумя высшими образованиями.

- Разве можно ребенка в таком возрасте чему-то научить? Он сам подхватил суть явления и стал использовать свои "первородные" знания. Он просто не успел потерять свои естественные жизненные свойства и способности. И сейчас развивает и развивает их. Вы понимаете? Не пора ли нам догнать упущенные возможности и дать каждому ребенку те элементарные качества, которые мы потеряли?..

АКАДЕМИК СОЗНАНИЯ

А вот дальше речь пошла о вещах почти невообразимых. Например: Пушкин был магом и зашифровал свои знания в ряде произведений. Или: эзотерические знания излагались даже в русских былинах и сказках, которые после революции стали издаваться в "обрезанном" виде. Или: Феодосия - город Импульса Святого Духа: в его ритуальных подземельях хранится один из трех Жезлов Бога, спрятанных еще магами атлантов... Речь шла также о грядущих в ближайшем будущем катаклизмах, которыми Природа и Космос станут подталкивать земную цивилизацию к перерождению. О возможности в это будущее "заглянуть", чтобы спланировать свои действия, и возможности управлять клеточным уровнем человека...

Если любую из этих посылок разворачивать здесь подробно, то, боюсь, меня могут понять неправильно. Видимо, самое время пролить бальзам на пытливые умы скептиков и сказать наконец, кто же такой В. М. Бронников. Итак, это основатель Международной академии развития человека (Москва), Академии сознания   (Санкт-Петербург), Центра развития человека (Феодосия) и еще целого ряда организаций. Соответственно - академик.

Так вот оно что! - уже слышу ликующий возглас.

Меня тоже одолевают сомнения: а был ли тот мальчик слепой?..

О ЗДОРОВОМ ДУХЕ

Только после полной расшифровки диктофонной записи интервью с Бронниковым стало ясно, что Вячеслав Михайлович с самого начала имел в виду то, о чем скажет в конце. Возможно, этим и объясняется его несколько необычная логика.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

- Имеют ли открытые вами возможности внутреннего видения какую-либо связь с тем видением, о которых пишет в своих книгах Карлос Кастанеда?

- Эти книги - просто красивая поэтическая проза. Это полунаучная, полуфантастическая литература, хотя там есть и действительно интересные вещи.

Сейчас существует много технологий совершенствования человека и они имеют право на жизнь. "Но: - Мы переходим как бы в новую полосу жизни, когда не эмпирически должны относиться к этим технологиям, а сознательно. Приходит время человека сознательного. Нужно сначала знать будущий результат, а потом уже что-то предпринимать, понимаете?

Любая машина, как бы мы словесно ее ни описывали, имеет свои законы и принципы. Так же и механизмы, которыми я занимаюсь, имеют свои законы и принципы. Их незнание приводит к нарушениям техники безопасности, которые могут быть смертельно опасными. Даже многие телепаты, обладавшие уникальными способностями люди, к сожалению, раньше времени ушли из жизни. Потому что не смогли управлять своей биологической плотью, как надо. А если человек умирает рано, это значит, что он просто еще недоразвит, не достиг определенного совершенства. Я считаю, что не только "в здоровом теле - здоровый дух", но и при здоровом духе всегда будет здоровое тело.

МЕТОД БРОННИКОВА

Методики древних мудрецов были построены так, что человек сначала развивал свое подсознание - то есть тело, потом развивал сверхсознание - сверхчувствительное восприятие, и уж потом только сознание. Раньше было так: если, предположим, в Шаолиньский монастырь приходила тысяча человек, то из них достигали высокого уровня развития сознания лишь единицы. Сейчас такой путь невозможен. Если раньше достаточно было нескольких мудрецов, которые могли управлять миром, то сейчас это под силу только команде, только системе.

Время жречества прошло. Приходит новое время. Когда среда должна приобрести новое качество. Один мудрец говорил, что человек должен довести себя до такого уровня развития, чтобы каждая его клетка была сознательной. Если спроецировать это высказывание на общество, то мы, как его клеточки, тоже должны быть все сознательными. И путь развития человека сейчас видится так: сознание должно развивать сверхсознание и подсознание.

ВЫ ГОТОВЫ?

- Возвращаясь к Кастанеде: его книги - это как бы преддверие, подготовка психики человека для восприятия будущих событий. Более того, я вам скажу, что с помощью той эзотерической информации, которая сейчас проходит в книгах, в фильмах и так далее, просто готовят человека для перехода в новое качество.

- Вы сказали: "готовят"? Но сто? Трудно даже представить, чтобы авторы эзотерической литературы, фильмов и репортажей действовали сообща и целенаправленно.

РАЗУМ ПЛАЗМЫ - Понимаете, если говорить как бы фантастическим, так сказать, языком, то с древних времен известно, что Бог-Отец у нас

- Юпитер. То есть мудрость, или, как еще говорят, формообразующие знания, несет Юпитер. Формонапопняющие - несет Солнце Не только человек как биологический организм является на Земле разумным существом. Неорганическое вещество тоже является разумной субстанцией, просто мы об этом не знаем или, точнее, не знали.

Аморфные, плазменные всякие вещи тоже являются разумной субстанцией. Наиболее ярко выраженная информация об этом есть, например, в правилах по технике безопасности предприятий, которые занимаются переработкой газа. Там запрещено собираться более чем двум людям, запрещено бегать, кричать, проявлять эмоции и так далее. Почему? Потому что человеческий фактор там очень мощно срабатывает и могут возникать всякие катаклизмы - взрывы и так далее. Оказывается, газообразный конденсат обладает определенными свойствами. Правда, об этом почти никто не пишет.

Но есть, в частности, книга о сюрпризах плазмы, буквально на первых страницах которой расписаны упражнения, которые мы используем для развития человека. Хотя автор пишет именно о сюрпризах плазмы.

ЧЕЛОВЕК КАК ПРОБКА

 - Так вот, есть разумные существа структурного характера и аморфного. А человек - полуаморфен. Он как бы является ребенком структурного вещества и аморфного. Вспомните джинна в бутылке. Бутылка - это как бы структурное вещество, джинн

- это наполняющее аморфное, а человек - пробка, с помощью которой бутылку закрывают и открывают. Как проявляется взаимодействие этих субстанций, описано и в русских народных сказках. "По щучьему велению, по моему хотению", - и структурные объекты, за счет аморфных, начинают по определенной команде определенным образом двигаться...

Если говорить о научной стороне вопроса, то в этой изотерии, то есть в тайных знаниях, уже ничего тайного нет. Левитирующие индийские йоги, которым за двести лет и которые одной своей энергетикой способны дезинфицировать окружающую среду, - не фантастика, а реальность. Но уже даже технически создаются более интересные вещи, чем то, что умели делать древние маги. Например, в лабораториях сейчас есть техника, основанная на принципах ядерного резонанса и позволяющая переводить вещество из одной частоты в другую; при этом оно исчезает. А потом обратно появляется...

ЖДЕМ ПЕРЕМЕН

- Я бы сказал, что сейчас мир стоит на грани глобального кризиса. Который заключается в том, что созданные секретные технологии достигли уже таких результатов, что если сейчас их не обнародовать, то завтра человечество не способно будет их воспринимать. Так же, как сегодня пожилому советскому человеку трудно работать с современной бытовой техникой: нужна определенная психологическая культура. Нынешнее положение аналогично. Нужно срочно "объединять' культуры и готовить массы людей к потоку новых технологий.

Вся перестройка в нашей стране произошла только по этой причине. Советский Союз первым пришел к такому научно-техническому прорыву, когда определенные разумные силы поняли, что так называемые суперсовременные технологии устаревают на глазах. И сейчас на территории бывшего СССР начинают разворачиваться технологии, которые, я думаю, найдут свое применение завтра.

Не знаю, слышали вы или нет, но есть такой уникальный человек в Киеве - Болотов, который неким способом создает новые вещества, отсутствующие в таблице Менделеева; считается даже, что таблица Менделеева - это частный случай таблицы Болотова. И есть по этому поводу материалы, которые находятся как бы за гранью обычного восприятия. Дальше, есть плазменные технологии, позволяющие остановить летящую ракету и направить ее в другом направлении. Ведутся разработки так называемого черного лазера, который не выделяет какой-то поток энергии, а наоборот - "всасывает" ее. Давно уже ведутся работы с разумными плазменными объектами... И есть вещи и явления, о которых нельзя просто так рассказывать: человек должен быть подготовлен к их восприятию.

НОВАЯ АНАТОМИЯ

- Так вот, возвращаясь к вопросу о том, кто же управляет потоком эзотерической информации и миром вообще. Как раз три эти разумные субстанции -человеческая (полуаморфная), структурная и аморфная: они между собой взаимодействуют, и притом сознательно. Миром, считается, управляют телепаты, очень серьезные люди. Но не все люди, обладающие какими-то уникальными способностями, являются собственно людьми. В человеческих телах живет масса всяких сущностей. Есть даже такое понятие, как "паразиты сознания": это явление серьезно изучается во Франции. Но и в пространстве нашего подсознания, и в пространстве сверхсознания живет много чего...

Мы подходим к этапу, когда получим совершенно новую анатомию и физиологию человека и увидим, что представляем собой нечто другое, чем долгое время считали. Хотя, если внимательнее ознакомиться с Евангелием от Иоанна и Апокрифами древних христиан, то окажется, что еще там сказано: человек состоит из 75 сущностей, каждая сущность имеет имя (имя - это программа), а все вместе - это некий комплекс. Который имеет и материальную составляющую, и энергоинформационную. Кроме того, есть еще срединные тела, которые управляют их механизмами...

МЫ УЖЕ НЕ ЧЕРВЯКИ

- Как вы думаете, что - в материальном плане - представляет собой человек? Хотя бы визуально и образно? Абстрагируясь и глядя на себя как бы со стороны? Я думаю, что это попросту червяк. В основе его - желудочно-кишечный тракт, а все остальное - надстройки, обслуживающие этого червяка. Среди которых, в частности, голова - это некая бородавка... Одновременно мы на червяка не похожи, но похожи на некую куколку. Которая уже не червяк, но еще и не бабочка. То есть мы там, внутри этой куколки, должны еще как-то преобразоваться...

Это не мои слова. Это образ, который использовался еще рыцарями-тамплиерами, а для них величайшим магическим знаком была пчела: человек, по их мнению, должен был пройти этапы развития червяка, куколки и стать пчелкой.

МИРОМ ПРАВЯТ "ПЧЕЛКИ"

Не так давно на встречу с Путиным приезжала, госсекретарь США Мадлен Олбрайт, у которой была замечена брошь в виде пчелки. Вам, возможно, это ни о чем не говорит. Но если вы спрашиваете, кто управляет миром, то вот ответ: "пчелки" управляют. "Пчелки". Не черви, не куколки, а те, которые уже преобразовались, понимаете?

И вот сейчас наша земля должна превратиться в большой улей. Не трутней, а нормальных пчелок, которые начнут нормально работать. То есть предстоит определенная трансформация знаний, организмов, сознания -идет нормальный процесс развития...