0
Ваша корзина пуста
Товаров в корзине 0 на сумму 0 RUB Перейти в корзину Оформить заказ

Выступление Н. П. Бехтеревой на Всемирной Конгрессе "Итоги тысячелетия"

Академик РАН и РАМН, Лауреат Государственной премии СССР, иностранный член Австрийской, Финской академии наук, Американской академии медицины и психиатрии, Международной Академии наук экологии, безопасности человека и природы, почетный член ряда международных обществ.

С 1970 по 1990 г. была директором Института экспериментальной медицины АМН СССР, с 1990 г. – научный руководитель Института мозга человека РАН.

«Формировать человека сознательного можно только на основе знания

принципов и работы мозга, его возможностей и сверхвозможностей»

Мозг человека. Сверхвозможности и запреты.

Н.П. Бехтерева

XX век оказался веком взаимообогащающих изобретений и открытий в самых разных областях. Современный человек прошел путь от букваря до Интернета, но тем не менее не справляется с организацией сбалансированного мира. Его «биологическое» во многих уголках мира, да иногда и глобально, торжествует над разумом и реализуется агрессией, такой выгодной в малых дозах, как активатор возможностей мозга, такой разрушительной в больших. Век научно-технологического прогресса - и век кровавый... Мне кажется, что ключ перехода от века кровавого к эпохе (веку?) процветания спрятан под несколькими механическими защитами и оболочками, на поверхности и в глубине мозга человека...

XX век внес много ценного в копилку фундаментальных знаний о мозге человека. Ряд позиций этого знания уже нашел применение в медицине, но сравнительно мало используется в воспитании и обучении. Человек, как индивидуум, уже пользуется достижениями фундаментальных наук о мозге. Человек, как член общества имеет еще мало «профита» и для себя и для общества и в большой мере в связи с консерватизмом общественных устоев и трудностью формирования общего языка между социологией и нейрофизиологией. Здесь имеется в виду перевод с языка нейрофизиологии, достижений в. изучении закономерностей работы мозга в приемлемую для воспитания и обучения форму.

Попробуем же разобраться, находимся ли мы на пути к Шамбале, и если находимся, то где? Единственный надежный путь к необходимой и достаточной мудрости в межличностных, личностно-общественных и межобщественных отношениях, рационально-реальный путь к мистической Шамбале лежит через дальнейшее познание законов работы мозга. Путь к этому знанию проходим в совместных усилиях нейрофизиологии и нейропсихологии, укрепленных сегодняшними и завтрашними технологическими решениями.

XX век унаследовал и развил данные и представления о базисных механизмах работы мозга (Сеченов, Павлов) в том числе и мозга человека (Бехтерев). За счет возможностей прямого контакта с мозгом человека, на основе комплексного метода его изучения и технологического прогресса в медицине,. XX век принес и два наиболее крупных прорыва в познание принципов и механизмов мозга человека. Сформулированы формы организации «интеллектуального» обеспечения мозгом здорового человека, надежности его функционирования, механизма устойчивых состояний (здоровья и болезни), показана детекция ошибок, описаны ее корковые и подкорковые звенья, обнаружены разные механизмы защиты мозга. Значение этих открытий в понимании возможностей и ограничений здорового и больного мозга трудно переоценить.

Возможности мозга интенсивно изучаются и будут изучаться, на пороге стоит задача открытия (или закрытия?) мозгового кода мыслительных процессов. Мозг человека заранее готов ко всему, живет как бы не в нашем веке, а в будущем, как бы опережая сам себя.

Что же мы знаем на сегодня о тех условиях, тех принципах, на основе которых реализуются не только возможности, но и сверхвозможности мозга человека. И что же такое его защитные механизмы, сверхзащита, а может быть и запреты?

Однажды - а во все ускоряющемся беге времени, пожалуй, что и давно - ­уже больше тридцати лет назад - стимулируя одно из подкорковых ядер - для определения того - что для лечения, что - опасно, Владимир Михайлович Смирнов увидел, как больной буквально на глазах стал раза в два «умнее». В два с лишним раза возросли его способности к запоминанию. Скажем так: до стимуляции этой, вполне определенной точки мозга (знаю, но не скажу - какой!) больной запоминал 7±2 (нормально!) слов. А сразу после стимуляции - 15 и больше. Железное правило: «каждому данному больному - только то, что именно ему показано». Мы не знали тогда, как «вернуть джина в бутылку» и не стали заигрывать с джином, а активно подтолкнули его к возвращению - в интересах больного. А это была артифициальная сверхвозможность!

О сверхвозможностях мозга мы знаем давно. Это, прежде всего, врожденные свойства мозга, наличие в человеческом обществе тех, кто способен находить максимум правильных решений в условиях дефицита выведенной в сознание информации. Крайние случаи, - и люди такого рода оцениваются обществом, как обладатели талантов и даже гениальности! Ярким примером сверхвозможностей мозга являются разные творения гениев, так называемый скоростной счет типа того, что демонстрировалось Араго, почти мгновенное видение событий целой жизни в экстремальных ситуациях и многое другое. Известна возможность обучения отдельных лиц множеству живых и мертвых языков, хотя обычно 3-4 иностранных языка являются почти пределом, а 2-3 - оптимальным и достаточным. В жизни не только .таланта, но и так называемого обычного человека иногда возникают состояния озарения, а в результате этих озарений в копилку знаний человечества ложится много золота.

В наблюдении В.М.Смирнова приведено как бы обратное событие по сравнению с теми, о которых упоминалось далее, однако может быть и ответ на еще не сформулированный здесь вопрос к мозгу: что же и как обеспечивает сверхвозможности. Ответ и ожидаемый и простой: в обеспечении интеллектуальных сверхвозможностей важнейшую роль играет активация определенных, а затем вероятно и многих мозговых структур. Простой, ожидаемый, но - неполный. Стимуляция была короткая, феномен «не застрял». Мы все тогда так боялись возможной платы мозга за сверхвозможности, так внезапно раскрытые. А именно они были здесь раскрыты не в реальных условиях озарения, а полууправляемо,  инструментально.

Таким образом, сверхвозможности: 1. Есть исходно - талант, гений; 2: Могут при определенных условиях оптимального эмоционального режима проявляться в форме озарений и изменением режима времени; 3. Проявляются в экстремальных ситуациях также, по-видимому, с изменением режима времени. И, что самоё важное в наших знаниях о сверхвозможностях, они: 4. Могут формироваться при специальном обучении, и в частности - в случае постановки сверхзадачи.

«Мальчики Бронникова» получили и демонстрируют свои сверхвозможности, приобретенные в результате планомерного длительного обучения, осторожно раскрывающего возможность альтернативного (прямого) видения. В ЭЭГ такое обучение проявляет условно патологические механизмы, работающие на сверхнорму, «условно патологические» - по-видимому, в условиях собственных, специально мозговых механизмов защиты.

Количественное накопление данных о возможностях и запретах мозга, о двуединстве - по крайней мере, многих - если не всех его механизмов, сейчас на грани перехода в качество - получения возможности целенаправленного формирования человека сознательного. Однако, переход от познания закономерностей природы к разумному пользованию ими не всегда быстрый, не всегда легкий и всегда - тернистый.

И все же, если подумать об альтернативах — жизни в ожидании кнопки ядерного чемодана, экологической катастрофы, глобального терроризма -понимаешь, что как бы не был труден путь, он - наилучший - путь формирования человека сознательного, общества и сообществ людей сознательных. На основе знания принципов и механизмов работы мозга, его возможностей и сверхвозможностей, механизмов защиты и пределов, двуединства многих механизмов нашего богатейшего мозга.

Итак, каковы же эти двуединые механизмы мозга, два лица Януса в каждом отдельном случае, о чем здесь идет речь? Сверхвозможности и болезнь, защита, как разумный запрет и болезнь. И многое, многое другое.

В идеальном варианте пример сверхвозможностей - это долгоживущие гении, умеющие принимать правильные решения по минимуму выведенной в сознание информации - и не сгорающие - за счет наличия у них адекватной собственной защиты. Но как часто гений как будто бы «пожирает» себя, как будто бы «ищет» конец. Что это? Недостаток собственной защиты внутри и межсистемной. А может быть, ее можно формировать, усиливать - особенно с детства, распознав в способном ребенке задатки сверхвозможностей интеллекта?

В течение многих десятилетий и даже веков обучение практически важным знаниям шло при воспитании - закреплении в памяти - моральных ценностей и тренировке памяти. Загадка памяти до сих пор не решена, в том числе и несмотря на нобелевские премии. А значение раннего формирования «морального» базиса памяти (хотя так это и не называлось) для общества было очень велико, у подавляющего большинства сначала детей, а затем взрослых заповеди превращались в мозгу в затверженную матрицу - ограду, не позволяющую преступать их, практически определяющую поведение человека -и больно наказывающую преступившего. Муки совести (если она сформировалась!), трагедия раскаяния .- все это, активированное через детекторы ошибок, ожившее в мозгу преступившего - «страшные кары», обещанные уже в раннем детстве за преступление заповедей, в обществе в целом работали сильнее судебных взысканий. В реальной сегодняшней жизни многое, в том числе страшные кары, муки совести и т.д. мягко говоря - трансформировались, да и в прошлом, останавливали многих - но далеко не всех. Пренебрегая запретами матрицы памяти в прошлых поколениях, и не закладываемой сейчас, человек шагает к свободе и духа - и криминала.

В случае, о котором говорилось выше, память работала прежде всего как механизм запрета, или, если хотите, как механизм «локального невроза». Но если о матрице памяти в мозгу ничего не знали, да так ее и не называли, то к самой памяти, как к главному механизму, позволяющему нам выживать в здоровье • и болезни (устойчивое состояние здоровья - устойчивое патологическое состояние), в старом варианте обучения все же относились куда более бережно, чем сейчас.

Память уже с раннего детства формирует матрицы, где уже далее работают автоматизмы, все более освобождает наш мозг для переработки и использования огромного информационного потока современного мира, поддерживая устойчивое состояние здоровья. Но память сама нуждается в помощи - и особенно важно заранее помочь ее наиболее хрупкому механизму -считыванию. И это, по-видимому, осуществлялось при заучивании наизусть - и особенно трудно заучиваемой прозы мертвых языков. Память, «задвинув» и «задвигая» в автоматический режим все стереотипное, все снова и снова освобождает, открывает нам огромные возможности мозга. Надежность этих огромных возможностей определяется многими факторами - и важнейшие из них ежедневная постоянная тренировка мозга любым и каждым фактором новизны (ориентировочный рефлекс!), многозвеньевой характер мозговых систем обеспечения деятельностей, наличие у этих систем в обеспечении нестереотипной деятельности не только жестких - постоянных звеньев, но и звеньев гибких. И многое другое (биохимически детерминированная полифункциональность нейронных популяций мозга и т.д.). В процессе создания условий для реализации возможностей мозга и его сверхвозможностей, те же механизмы мозга - и прежде всего базисный механизм - память - выстраивают частокол защиты и в частности - защиты человека от самого себя, биологического в нем, его иногда негативных устремлений, а также от различных экстренных жизненных ситуаций.

Это - ограничительная роль матрицы памяти в поведении («не убий»...). Это и ее избирательный механизм ограничений, механизм детекции ошибок. Что это за механизм защиты от ошибок,  ограничения, запрета детектор ошибок? Мы не знаем, дарит ли природа этот механизм человеку с рождения. Но скорее всего - нет. Мозг человека развивается, обрабатывая поток (приток!) информации, адаптируясь к среде методом проб и ошибок. При этом в обучающемся мозгу наряду с зонами, обеспечивающими деятельность за счет активации,      формируются      зоны,      реагирующие      избирательно      или преимущественно на отклонение от выгодной, «правильной в данных условиях» реакции  -  на  ошибку.   Эти  зоны,   судя  по  субъективной  реакции  (типа беспокойства) связаны с выходящими в сознание атрибутами эмоциональной активации. На человеческом языке - а детекторы ошибок по-видимому не только   человеческий   механизм   -   это   звучит   так:    «что-то...    где-то... неправильно, что-то... где-то - не так...».

То, о чем мы до сих пор говорили - в том числе и важнейшее открытие В.М.Смирнова - о возможностях и скорее о физиологическом базисе сверхвозможностей. А как в обычных условиях жизни вызвать сверхвозможности и всегда ли это возможно и, что очень важно, - допустимо?

Сейчас на вопрос «всегда ли» ответа нет. Однако, можно вызывать эти сверхвозможности гораздо чаще, чем это наблюдается в повседневности.

Я уже говорила о том, что мозг гения способен статистически правильно решать задачи по минимуму выведенной в сознание информации. Это - как бы идеальное сочетание интуитивного и логического склада ума.

Проявление мозга гения мы видим по решаемым им сверхзадачам - будь то Сикстинская Мадонна, Евгений Онегин или гетеропереходы. Легкость решений, «приятность», счастье творца реализуется одновременно с решением задач и сверхзадач, созданием интермеццо и опер и т.д. и т.п.. Легкость решений происходит с помощью оптимальных активационных механизмов главным образом по-видимому, эмоционального толка. Они же ответственны за радость творчества - и уж если процесс сочетается с оптимальной собственной защитой мозга... А эта оптимальная защита складывается прежде всего из баланса мозговых перестроек при эмоциях (выражаясь физиологически - в пространственной разнонаправленности сверхмедленных физиологических процессов разного знака), оптимальной медленноволновой ночной «чистки» мозга (надо: не выбросить с водой ребенка и не оставить слишком много «мусора»)...

И все же, хотя память и базисный механизм обеспечения возможностей и сверхвозможностей, ни талант, ни, тем более, гениальность только к нему не сводится. Вспомните книгу А.Р.Лурия «Большая память маленького человека»...

Сверхвозможности у «обычных» людей в отличие от гениев проявляются - если проявляются - при необходимости решения сверхзадач. При этом мозг оказывается в состоянии, в интересах оптимизации своей работы, использовать и условно-патологические механизмы - в частности - гиперактивации - естественно, при достаточной работе защиты, в данном случае не дающей превратиться могущественному помощнику в генерализированный эпилептический разряд. Сверхзадачу может поставить жизнь, а вот решаться она может и самостоятельно и с помощью учителей, и есть в этой жизни решения, когда за результат можно заплатить и высокую цену. (Пожалуйста, не путайте с печально известным «Цель оправдывает средства...». Кажется, Игнатий Лойола?).

Как известно из истории религии, Иисус Христос дал зрение слепому верующему  -  предположительно, прикоснувшись к нему.

До самого последнего времени в попытках - не объяснить - куда там, а хотя бы понять «возможность этой возможности», приходилось привлекать так называемую психическую слепоту - редкое истерическое состояние, когда «все в порядке, а человек не видит» и может увидеть в эмоциогенной ситуации. Но вот сейчас, уже совсем под конец жизни сижу вместе с Ларисой за большим «заседательским» столом. На мне - подаренное сыном ярко красное шерстяное («мохеровое») пончо. «Лариса, какого цвета моя одежда?» - «Красная», -спокойно отвечает Лариса - и на мое ошеломленное молчание - начинает сомневаться - а может быть, синее? - Под пончо у меня темно-синее платье. «Но, - говорит далее Лариса. - Я еще не всегда могу четко определить цвет и форму, надо еще потренироваться». Позади - несколько месяцев очень напряженного труда Ларисы и ее учителей - Вячеслава Михайловича Бронникова, его сотрудницы - врача Любовь Юрьевны и иногда - красавицы дочери Бронникова 18-летней Наташи. Она тоже Это умеет... Все они учили Ларису видеть. Я присутствовала почти на каждом сеансе обучения видению абсолютно слепой Ларисы, лишившейся глаз в восьмилетнем возрасте - а сейчас ей 26! Слепая девочка - девушка адаптировалась к жизни и конечно, прежде всего, благодаря своему немыслимо заботливому отцу. И потому, что она наверное очень старалась, ведь злая судьба, казалось, не оставила ей выбора. А когда ей рассказали о возможности видеть после специального обучения по методике В.М.Бронникова, ни она ни мы не представляли себе трудность, трудоемкость учения, плату за желаемый результат.

Какая хорошенькая сейчас Лариса! Как распрямилась, повеселела, как

она верит в новое для нее будущее... Даже страшно! Ведь она еще не дошла до того    удивительного    умения    видеть    без    помощи    глаз,    которое    нам демонстрируют  более   «старые»  ученики  Бронникова.   Но   она  уже   очень многому научилась - но об этом нужен специальный рассказ.

Рассказам о том, что реально уже существует, люди не верят. Журналисты снимают фильмы, показывают, рассказывают. Кажется (а может быть это и так на самом деле) ничего не скрывается. И все равно - подавляющее большинство «осторожничает» - «не знаю в чем, но в чем-то здесь фокус». «Они подглядывают сквозь повязку» - черную глухую повязку на глазах.

А я после удивительного фильма о возможностях методики Бронникова думала не столько о науке, научном чуде, сколько о Ларисе - Ларисе, как несчастной, трагически обокраденной девочке, Ларисе, как человеку, которому в великой ее беде и подглядывать - то нечем - глаз нет совсем.

Лариса - что называется трудный случай для обучения. То, что лишило -ее зрения - из арсенала самых страшных «страшилок». Отсюда у нее меняющийся психологический настрой. Вместе с новыми возможностями, наверное, оживает и страшная картина преступления, новое осознания его трагических последствий, долгие годы проб и ошибок в приспособлении к изменившемуся миру. В девочке за эти долгие годы не умерла мечта - «Я всегда верила, что буду видеть», - шепчет Лариса. Ее, Ларису, их, мальчиков Бронникова (разные люди, разные исходные позиции, разные стадии обучения) мы обследовали с помощью так называемых объективных методов исследования. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ), биотоки мозга Ларисы резко отличаются от привычной картины ЭЭГ здорового взрослого человека. Частый ритм нормы, в той же норме обычно едва просматриваемый - так называемый бета-ритм во всех отведениях, со всех точек мозга. Это, как традиционно считается, отражает преобладание возбудительных процессов. Ну, еще бы - жизнь Ларисы - трудна, требует напряжения. А как также общепринято считать, альфа-ритм, более медленный ритм здоровых людей связан со зрительным каналом - его у Ларисы поначалу очень немного. Но ЭЭГ Ларисы в целом - не на слабые нервы специалиста. Если бы не знать, чья ЭЭГ, можно было бы думать о серьезной болезни мозга - эпилепсии. В ЭЭГ Ларисы полно так называемой эпилептиформной активности. Однако, то, что мы здесь видим, лишний раз подчеркивает часто забываемое (золотое!) правило клинической физиологии: ЭЭГ - заключение - это одно, а медицинский диагноз, диагноз болезни - это обязательно клинические проявления. Ну, конечно, плюс ЭЭГ, хотя бы для сейчас уже редкой дифференциальной диагностики с истерическими проявлениями, для уточнения формы болезни. Эпилептиформная активность особенно типа острых волн и групп острых волн - тоже ритм возбуждения. Обычно - в больном мозге. В ЭЭГ Ларисы много этих волн, а изредка виден почти «местный припадок», не распространяющийся даже на соседние области мозга, местный ЭЭГ «эквивалент» припадка.

Мозг Ларисы активирован. И, по-видимому, к тем, о которых мы знаем, надо искать и открывать новые защитные механизмы, прочно защитившие мозг и, в частности - мозг Ларисы в течение многих лет от распространения, генерализации (патологического) возбуждения, которая одна и является главным механизмом развития болезни - эпилепсии. (При обязательной недостаточности защитных механизмов, или в результате этой недостаточности конечно).

Объективное исследование биопотенциалов мозга может оцениваться различно. Можно написать - доминирование бета-ритма и единичных и групповых острых волн. Не страшно? Да, и вдобавок - правда. Можно - распространённая и локальная эпилептиформная активность. Страшно? Да, и вдобавок — уводит куда-то от правды о мозге Ларисы. Отсутствие каких-либо проявлений эпилептического типа «клинически», в медицинской биографии Ларисы, не дает оснований для и вообще-то неправомерного диагноза заболевания. В том числе - и по тому множеству ЭЭГ, которые были зарегистрированы у Ларисы в процессе обучения видению по методике Бронникова. Я полагаю, что в данном случае правомерно говорить об использовании мозгом Ларисы в условиях ее жизненной сверхзадачи не только обычных возбудительных процессов, но и гипервозбуждения - в ЭЭГ это отражается уже описанным сочетанием распространенной бета - активности и единичных и групповых острых (условно - эпилептиформных) волн. Связь того, что наблюдалось в ЭЭГ с реальным состоянием Ларисы, прослеживалась очень наглядно - ЭЭГ была четко динамичной, причем динамика ее была зависимой и от исходного фона ЭЭГ и от сеансов обучения.

У нас в запасе абсолютно неинвазивных методов находились еще сверхмедленные процессы, их различные соотношения и так называемые вызванные потенциалы. Анализ сверхмедленных потенциалов подчеркнул высокую динамичность и глубину, интенсивность физиологических перестроек в мозге Ларисы.

Широко распространенный прием вызванных потенциалов дает обычно достаточно надежные сведения о мозговых входах сигнала, мозговых «дверях» для поступающего по каналам органов чувств импульсов. Сейчас, по-видимому, уже можно исследовать реакцию на некоторые световые сигналы у Ларисы - в ЭЭГ реакция на яркий свет уже появилась, однако несколько месяцев тому назад нам казалось более целесообразным (надежным) получить такого рода сведения у человека с хорошим естественным зрением и полностью обученного альтернативному (прямому) видению.

Володе Бронникову предъявлялись зрительные изображения при открытых глазах и глазах, закрытых глухой массивной черной повязкой. Количестве? предъявлений сигнала было достаточным для статистически достоверного выявления местных вызванных ответов (ВП, ВО). Вызванная реакция на зрительные сигналы, предъявляемые при открытых глазах, показала достаточно тривиальные результаты - вызванный ответ регистрировался в задних отделах полушарий. Первые попытки регистрации ВП на аналогичные (те же) зрительные сигналы с плотно закрытыми глазами не удались - анализу мешало огромное количество артефактов, наблюдаемых обычно при дрожании век или движении глазных яблок. Для устранения этих артефактов на глаза Володи была наложена дополнительная, но уже плотно прилегающая к векам повязка. (Это - из практики клинической физиологии). Исчезли артефакты. Но исчезло (на время) и альтернативное зрение! Володя очень скоро вновь восстановил альтернативное видение, давая правильные вербальные ответы при двойном закрытии глаз. Его ЭЭГ менялась и в первом и в этом случае. Однако, при буквально «замуровывании» глаз Володи зрительные вызванные потенциалы не регистрировались. А Володя продолжал давать правильные ответы на сигналы! По ЭЭГ создавалось впечатление, что сигнал поступает в мозг, меняя общее его состояние. Но вот вхождение сигнала в мозг - ВП - после восстановления альтернативного видения перестало регистрироваться. Можно было бы себе представить... - как всегда, объяснение можно подыскать. Но вот что  резко  сузило возможности  «просто»  объяснить  исчезновение ВП при закрытых глазах.

Дело в том, что после освоения Володей альтернативного видения в,

скажем так, осложненных условиях - обычная повязка плюс слабое давление на глазные яблоки - вызванные потенциалы перестали регистрироваться и при исследовании с открытыми глазами! По данным объективных методов, которым мы привыкли доверять больше субъективных, Володя Бронников как бы также использовал    альтернативное   видение   в   условиях,    когда   можно   было использовать  обычное...   Это утверждение -  серьезное.  Оно  нуждается в проверках   и   перепроверках.   Кроме   Володи   есть   и  другие,   уже   хорошо обученные  альтернативному видению.  Наконец, уже  созревает для таких исследований Лариса. Но если этот феномен подтвердится, придется думать об альтернативной (какие каналы?) передаче зрительной информации - или о прямом поступлении информации в мозг человека, минуя сенсорные входы, «двери». Возможно ли это? Мозг отгорожен от внешнего мира несколькими оболочками, он прилично защищен от механических повреждений. Однако, через все эти оболочки мы регистрируем то, что происходит в мозгу, причем потери в амплитуде сигнала при. прохождении через эти оболочки удивительно невелики - по отношению к прямой регистрации с мозга сигнал уменьшается по амплитуде не более чем в два-три раза (если уменьшается вообще!).

Так о чем же здесь идет речь, к чему нас подводят наблюдавшиеся факты?

Физик С. Давитая предложил оценивать формирование альтернативного зрения как феномен прямого видения. Речь, таким образом, идет о возможности непосредственного поступления информации в мозг, минуя органы чувств.

Возможность прямой активации клеток мозга фактором внешней среды и, в частности электромагнитными волнами, осуществляемой в процессе лечебной электромагнитной стимуляцией легко доказывается развивающимся эффектом. Как одну из возможностей можно, по-видимому, допустить, что в условиях сверхзадачи - формирование альтернативного зрения - результат достигается действительно за счет прямого видения, прямой активации клеток мозга факторами внешней среды. Однако сейчас это - не более чем хрупкая гипотеза. А может быть сами электрические волны мозга умеют «обыскивать» внешний мир?

Какого рода защитный механизм должен играть ведущую роль в возможностях мозга Ларисы использовать и нормальные и условно патологические виды активности? Много лет назад прицельно исследуя эпилептический мозг, я пришла к выводу, что не только локальная медленная активность (см. Grey Walter, 1953), отражая изменения в мозговой ткани, обладает одновременно и защитной функцией. Функция подавления эпилептогенеза присуща физиологическим процессам, проявляющейся высоковольтной медленной активностью пароксизмального типа. Предположение было проверено - на область эпилептогенеза был подан местно синусоидальный ток, четко подавивший эпилептиформную активность!

При эпилепсии мы видим эту защиту уже недостаточно активной, ее «перестает хватать» для подавления эпилептогенеза. И далее, усиливаясь, эта наша наиболее важная физиологическая защита становится сама явлением патологическим, выключая сознание на все более длинный срок. Всячески оберегая Ларису от необязательной перегрузки, мы не проводили еще у нее запись ЭЭГ сна. Это главным образом интересно нам, хотя и не опасно для Ларисы - и даже может быть небесполезно. По ЭЭГ Ларисы и по аналогии с тем огромным международным опытом исследования эпилептиформной активности и эпилепсии, Лариса активно работает на формирование зрения (прямого видения) за счет разных механизмов активации, баллансируемых собственной физиологической защитой. Однако, неправильно было бы полностью пренебрегать тем, что в ЭЭГ Ларисы много одиночной и групповой острой, в том числе высоковольтной активности - она здесь как бы «на грани» физиологического; и тем, что в ее ЭЭГ, записанной в бодрствующем состоянии, эпизодически обнаруживается высоковольтная пароксизмальная медленная активность - двуединый механизм мозга, его надежная защита, тоже уже «на грани» превращения в проявление патологическое. Напоминаю здесь тем, кто не знаком с этим направлением наших работ - появление в бодрствующем состоянии высоковольтных пароксизмальных медленных волн отражает переход физиологического процесса защиты в явление патологическое! В данном конкретном случае однако, по-видимому, все еще выполняющего свою важнейшую физиологическую роль (см. отсутствие клиники!)

Уменье владеть собой расценивается прежде всего как проявление адаптации. Физиологически реализация эмоций «малой кровью» (без генерализации) осуществляется при сбалансированности сверхмедленных процессов - тех, которые в мозгу связаны с развитием эмоции и тех, которые в том же мозгу ограничивают его распространение (СМФП другого знака). Эта форма защиты, как и описанная выше, также может иметь свое патологическое лицо - усиливаясь, защита препятствует развитию эмоций - вплоть до появления состояний, определяемых как эмоциональная тупость.

Является ли защита, рассмотренная по ЭЭГ, не только защитой, но и запретом? В известной мере и до известной степени - да. И прежде всего в отношении патологического или условно патологического, в данном случае -условно - эпилептогенной активности. Уже и здесь можно, правда с некоторой натяжкой, говорить о двуединости физиологической защиты. Защита от - и запрет на - развитие эмоции гораздо определеннее во втором защитном механизме. По мере продвижения от физиологического процесса к превращению его в патологический его запретительная функция выступает все ярче.

У обоих приведенных здесь механизмов защиты, в отличие от того, который формируется памятью, есть физиологические корреляты, что делает их

как бы «ручными» для изучения. Сведения о них приведены здесь по поводу разговора о Ларисе, но не все является результатом прямых исследований, «запретительная» роль детектора ошибок проявляется не в его физиологических коррелятах, хотя эти корреляты имеются, именно они позволили говорить об аппарате детекции ошибок. Запретительные свойства детектора ошибок проявляются в субъективном, эмоциональном, а далее - нередко поведенческом двигательном компонентах. Однако, потенциальная амбивалентность феномена детекции ошибок также существует. От страха, оберегающего нас от нередко очень чувствительных последствий наших ошибок до невроза, где детектор не «предлагает» (напоминает, намекает!), но требует, доминирует и, в крайней форме - выводит человека из социальной жизни.

В отличие от сказанного о памяти, самом главном, базисном механизме, определяющем устойчивое состояние и здоровья и болезни, возможность адаптации к среде (самой жизни!), в том числе и с дефектным организмом: в значительной мере поддерживающим поведение большинства членов общества в . рамках моральных ценностей, предупреждающих преступление, определяющих моральный «кодекс законов» - все известное оказывается пока результатом анализа лишь проявлений активности человека (его мозга). Как я писала вначале, мы - пока - по крайней мере - видим лишь результаты невидимой работы памяти, прямые физиологические корреляты этого важнейшего механизма мозга неизвестны.

Механизмы мозга должны и далее интенсивно изучаться. Но, так, как я вижу значение на сегодня известных физиологических закономерностей, в том числе и приведенных здесь - им по-видимому, уже должно быть найдено место в преподавании человековедения или, проще, предмета: «познан самого себя».

 

ПРОБЛЕМА СЛЕПОТЫ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ

По данным программы предотвращения потери слуха и зрения ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения):

  • около 285 миллионов человек в мире имеют проблемы со зрением;
  • 39 миллионов человек являются тотально слепыми;
  • 246 миллионов человек обладают остаточным зрением (с остротой зрения от светоощущения до 0,04%);
  • в 80% всех случаев нарушение зрения можно предупредить;
  • около 90% людей, страдающих нарушением зрения, живут в развивающихся странах;
  • основной причиной возникновения зрительных патологий является нескорректированная рефракционная аномалия;
  • катаракта является одной из основных причин возникновения слепоты;
  • возраст 65% людей с нарушением зрения и 82% людей, страдающих слепотой, старше 50 лет, хотя эта возрастная группа охватывает только 20% населения земного шара;

По данным ВОЗ, если не будут приняты меры, то к 2020 году количество слепых людей во всем мире увеличиться вдвое, а прогнозируемая экономический нагрузка от слепых и слабовидящих людей вырастет с 42 млрд. дол. США (в 2000 году) до 110 млрд. дол. США (в 2020 году).

В.М. Бронников и Н.П. Бехтерева, соавторы международной программы «Мир без слепоты».

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Для решения этой проблемы в 1994 году по инициативе академика РАН и РАМН Бехтеревой Н.П. была создана Международная программа «Мир без слепоты». В основе этой программы лежит метод В.М. Бронникова «Информационное развитие человека», который позволяет слепым научиться видеть, даже не имея глаз. Это происходит за счет формирования альтернативного (прямого) видения. Такой эффект в науке называется «быстрый сон в бодрствующем состоянии». Таким образом, развивая себя, человек овладевает новыми инструментами для восприятия мира.

 

Школа Экспертов, Москва 2000г.

Развитие альтернативного видения дает возможность:

  • видеть окружающее пространство, свободно ориентироваться и самостоятельно передвигаться;
  • видеть объекты, которые не попадают в зону восприятия глазом;
  • получать информацию о состоянии своего здоровья и проводить его коррекцию при помощи способности управлять альтернативным видением);
  • приобрести объемное, многоуровневое и разноплановое видение окружающих предметов и ситуаций;
  • развить эффект Саванты – возможности свободного считывания информации.

ВЫВОДЫ

Нарушение зрения это не только физиологическая проблема. Потеря зрения приводит к снижению интеллектуальной активности и задержке психического развития у детей. Программа «Мир без слепоты» открывает большие возможности в решении психологических и социальных проблем, связанных с нарушением зрения. Можно официально заявить, что слепой от рождения или полностью потерявший зрение человек способен приобрести альтернативный (прямой) способ видения, развить уникальные способности биокомпьютерной и фотографической памяти, оперировать в уме большими потоками информации, заложенными в различные «файлы» памяти, аналогично обычному компьютеру. Это позволит слепым и слабовидящим людям не только развиваться и чувствовать себя полноценными людьми, но и поможет им социализироваться и интегрироваться в экономические структуры государства.

 

Вестник Академии №2 / МЕДИЦИНА. "ПОСОВЕТУЙТЕ  ДОКТОР"

 

Даже в 90 лет надо оставаться молодым, сохранить работоспособность, активность, желание жить, чувствовать. Возможно ли это в настоящее время, при возрастающем воздействии информационной и экологически агрессивной среды, и отсутствии биологических механизмов, способствующих выживанию человека с сохранением его здоровья?

Постараемся отыскать самые действенные и наименее дорогие решения.

Истинным мерилом старения является степень размножения клеток, а субстратом - клеточное старение.

Можно ли воздействовать на клеточное одряхление, можно ли его остановить, можно ли добиться клеточного омоложения?

Можно, если думать о капиллярах, несущих в своих артериальных петлях каждой клетке питательные вещества (кислород, аминокислоты, глюкозу, электролиты, витамины), и о метаболитах, продуктах клеточного обмена, которые удаляются из организма венозными петлями капилляров.

Если капилляры вокруг органов блокированы, то нет притока питательных веществ; скопление отбросов препятствует работе клеток и уменьшает, а далее и останавливает обмен веществ между клетками, межклеточным пространством и кровью.

Жировое и другие перерождения, замещение клеток соединительной тканью локализуется, главным образом, в органах и областях тела плохо орошаемых кровью, плохо питаемых, и распространяется в случае аноксемии (отсутствие кислорода в крови).

Ключом к так называемому старческому клеточному склерозу, как, впрочем и ключом ко всем клеточным перерождениям в общей патологии является, таким образом, недостаточность капиллярного орошения в организме.

Даже частично восстанавливаемое капиллярное кровообращение, тем самым автоматически приводит в норму кровообращение во всех тканях в целом. Наполовину отмершие клетки возобновляют нормальный метаболизм. Они освобождаются от ядовитых продуктов обмена, от метаболитов, загромождающих и подавляющих работу клеточных структур; свободные от отбросов клетки после этого вновь становятся способными принимать питательные вещества. Действие клеточных ферментов возобновляется, жизнь клеток снова возрождается.

Омоложение организма начинается с кожи, которая становится гладкой, эластичной и лучше снабжается кровью.

Температура кожи повышается, суставы становятся более гибкими, дыхание - более интенсивным, периферическая циркуляция крови оживляется.

Усиленное кровоснабжение коронарных артерий улучшает питание миокарда. Деятельность сердца повышается, ритм выравнивается.

Мозг, благодаря улучшенному кровоснабжению, снова становится более восприимчивым. Ассоциации становятся более быстрыми и определенными, возрождается интеллектуальная и эмоциональная жизнь.

Старческое оцепенение, безразличие заменяется пробудившимся интересом к жизни.

Расширение легочных капилляров, расширение просвета бронхиол и альвеол восстанавливает газовый обмен, укрепляется мускулатура грудной клетки и бронхиол, дыхание становится глубже и интенсивнее; бывшее бледное или синюшное лицо становится свежим и розового оттенка.

Итак: болезни капилляров составляют самую важную главу в возникновении патологии.

В регулировании кровяного давления изменение просвета капилляров играет очень важную роль: когда все капилляры расширены, происходит сильное падение артериального давления. Уменьшение сократимости капилляров, замедление потока крови, уменьшение количества открытых капилляров, увеличение сопротивления в периферическом кровообращении — вызывают повышение артериального давления.

Отмечено ритмическое изменение диаметра капилляров в различные периоды дня, месяца, года. Утром капилляры более сужены, чем вечером, общий обмен понижен. Этим объясняется понижение внутренней температуры утром и ее повышение вечером. У женщин в предменструальный период увеличивается число капилляров, отсюда более активный обмен веществ и повышение температуры. В период между сентябрем и январем наблюдаются спазмы капилляров, многочисленные застои.  Вот причины сезонных болезней.

Прослежено влияние рентгеновских лучей на состояние капилляров - массивный спазм капилляров, и, как следствие, возникновение недомогания.

Периодический застой или спазмы капилляров лежат а основе симптома “мертвых” пальцев, акроцианоза,  болезни Рейно.

Застой или периодические спазмы капилляров лабиринта внутреннего уха вызывают головокружения.

У пациентов, пораженных так называемым ангионеврозом устанавливается вместо нормальной картины - настоящая сосудистая буря в капиллярах, прекапиллярах и посткапиллярах. Некоторые капилляры в высокой степени атоничны, расширены до максимума в состоянии стаза, а в расположенных рядом участках ток крови намного ускоряется. Одновременно наблюдается уменьшение или увеличение проницаемости мембран капилляров и склонность к отеку.

Варикозное расширение вен начинается часто в венозных петлях капилляров.

Не существует на одной болезни с морфологическими изменениями, не существует ни одного расстройства, при котором бы состояние капилляров не играло первостепенной роли.

Вообразите себе сокращения и расширения капилляров на протяжении ста тысяч километров, мощь их непрерывной деятельности, водный обмен между капиллярами и внеклеточными жидкостями, непрерывное изменение  объема капилляров, и вы обнаружите развернутую гемодинамику, поток жизни. Как самостоятельно, без применения лекарственных средств, физио-, бальнео-, гидро- и рефлексотерапии улучшить состояние своего кровообращения и отсрочить наступление старости.

Для самостоятельной работы с организмом в целом, органами и системами необходимо научиться ощущать биоэнергию своего организма и управлять ей.

Тысячелетний опыт оздоровительных гимнастик Востока  и семидесятилетний научный опыт применения аутогенной тренировки Западной медициной говорят о возможности улучшения кровообращения в отдельных органах и и организме человека в целом.

Система “Гармонизация и развитие органов и систем организма человека” академика, доктора философии В.М. Бронникова синтезировала в себе знания и опыт древнего Востока и современной науки, адаптировала его для применения западным человеком.

Небольшой, доступный каждому человеку, комплекс упражнений помогает улучшить свое состояние и даже  избавиться от многих функциональных и некоторых органических заболеваний, таких как: функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы (шумы в сердце, аритмии, экстрасистолии), вегетососудистой дистонии (гипо- и гипертонический тип), дискинезии желудочно-кишечного тракта, желчного и мочевого пузыря, уменьшить остроту проявления климактерического периода повысить устойчивость к простудным и вирусным респираторным заболеваниям; перевести в состояние стойкой ремиссии при хронических воспалительных заболеваниях бронхо-легочной системы (бронхиты, пневмония, и др.), пищеварительного тракта (гастрит, дуоденит, энтероколит, холецистит, холецистопанкреатит, язвенная болезнь, и др.), мочевыделительной системы (пиелонефрит, цистит), половой системы (аднексит, эндометриоз, вульвовагинит, простатит,).

Значительно улучшается состояние при остеохондрозе, артритах, сколиозе, радикулите, миозите и других заболеваниях опорно-двигательной системы; при гипертонической болезни снижается и стабилизируется артериальное давление, уменьшается частота или совсем прекращаются гипертонические  кризы. Уменьшаются боли и отеки при варикозном расширении вен нижних конечностей. Нормализуется внутриглазное давление при глаукоме, повышается острота зрения, приостанавливается созревание катаракты.

Уменьшаются и даже совсем прекращаются головные боли.

Почему же возможны такие значительные улучшения здоровья, при небольших затратах времени и усилий?

Известно, что наш организм состоит не только из материального субстрата (клеток, тканей, органов), но и сам генерирует, так называемую биологическую энергию.

Если мощности и количества этой энергии достаточно для полноценной работы всех органов и систем организма, то проблем со здоровьем может не возникать, болезней нет.

Если энергии вырабатывается недостаточно для нормального функционирования органов в покое и при нагрузке - то возникают сначала функциональные, а затем органические нарушения в работе органов и систем человека.

Отмечено, что состояние энергообмена организма, в первую очередь, отражается на состоянии системы кровообращения, особенно капиллярной сети, а затем уже на нервной и других системах.

Следовательно, используя различные методы активизации энергообмена организма (пищевые добавки, массаж, гимнастика, рефлексотерапия и др.) можно улучшить кровообращение в органах и приостановить или даже предотвратить возникновение патологии.

Восточная мудрость гласит: “Куда мысль — туда энергия, куда энергия — туда кровь”.

Попробуйте освоить небольшой подготовительный комплекс по развитию ощущения собственной биоэнергии и первичным навыкам управления ею в своем   теле.

 

В комплекс входят следующие упражнения:

  • Упражнения по развитию ощущений биоэнергии

“Мяч”, ”Гармошка”, ”Луч”.

Цель упражнения:

  • Расширить диапазон чувствительности органов чувств,
  • Активизировать работу головного мозга,
  • Развить прямые и обратные внутриорганизменные биологические связи (головной мозг —— орган и орган —— головной мозг). Эти связи необходимы для концентрации внимания.

Так как обычный взрослый человек практически не обращает внимание на состояние своего тела, внутренних органов, не ощущает их до тех пор, пока не возникнет острая боль. Наличие прямых и обратных внутриорганизменных связей позволит отследить начало формирования патологии. Поскольку при отсутствии каких-либо ощущений это сделать невозможно невозможно, а, следовательно, невозможно и прекратить развитие патологий.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ

“Мяч”

Для активизации ощущения биоэнергии в ладонях, необходимо потереть их друг о друга и медленно развести в стороны. Приближая и удаляя ладони, прислушиваться к ощущениям: покалывания в пальцах, тепла или холода в ладонях, плотности, давления между ладонями. Мысленно дать себе команду почувствовать “мячик”, его упругость, повращать его,  меняя положение рук.

 “Гармошка”

Приближая и удаляя ладони, создать ощущение сжатия и растяжения энергетической гармошки (пружинки, резинки).

 “Луч”

Развести ладони на 15—20 см друг от друга, дать себе мысленную команду о том, чтобы из одной ладони в другую посылался и возвращался энергетический лучик.

Указательным пальцем одной руки повращать напротив ладони другой руки, посылая из пальца энергетический лучик и ощущая его вращение на ладони. Попытаться нарисовать лучиком на ладони квадрат, треугольник, круг и так далее.

Выполняя все упражнения на разных расстояниях, необходимо сравнивать силу ощущений и свои возможности управления энергией.

 Упражнение “Тяжесть”.

Цель упражнения:

- развить и закрепить прямую внутриорганизменную биологическую связь головного мозга с отдельными частями тела и  внутренними органами;

- увеличить приток артериальной крови к органам, а вместе с ней и кислорода, питательных веществ, ферментов и т.д.;

- увеличить количество раскрытых капилляров на периферии и в отдельных органах (при открытом состоянии некоторые получают крови в 200 раз больше, чем в покое);

- активизировать и нормализовать ритм пульсации капилляров.

При выполнении упражнения улучшается обмен веществ, питание клеток, а следовательно идет омоложение и оздоровление тканей организма.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ

Исходное положение: сидя, спина прямая, руки на коленях ладонями вверх, колени разведены на 15—20см.

Ощущение тяжести в теле должно возникать после мысленной команды: “Пусть тело станет тяжелым”.

Мысленно представьте себя в образе пустого сосуда, ориентируясь на нисходящий поток энергии, ощущая как тело наполняется энергией, возникает чувство пульсации, тепла, “переполнения изнутри”. Наблюдается легкая  отечность кисти рук и стоп, покалывания в конечностях, легкая гиперемия кожи и разогрев ее.

Как только появилось ощущение “тяжести”, необходимо произнести слово “есть” и вернуться в обычное состояние.

Выполнять упражнение лучше на выдохе, несколько раз в день по 5—10 минут.

После хорошего освоения выполнения упражнения “тяжесть” во всем теле и отсутстввии неприятных ощущений (усиление или  появление неприятных ощущений в местах бывших воспалений, травм, отдельных органах) можно переходить на выполнение упражнения “тяжесть” в отдельных частях тела и  внутренних органах, для улучшения их кровоснабжения.

Пример:

При диабетических ангиопатиях нижних конечностей — создавать “тяжесть” в ногах до колен.

По вышеизложенной схеме.

При начинающейся катаракте или для ее предупреждения — “тяжесть” в глазных яблоках.

При гастро-дуодените — “тяжесть” в желудке и двенадцатиперстной кишке.

И по аналогичной схеме необходимо создавать ощущение “тяжести” во всех органах, имеющих нарушения функционального или органического характера.

Упражнение “Легкость”.

Цель упражнения:

- развить и закрепить обратную внутри организменную биологическую связь между органами и головным мозгом;

- увеличить скорость перетекания крови через  капиллярную сеть;

- усилить отток межтканевой жидкости в венозную сеть;

- облегчить отток венозной крови от капилляров к сердцу;

- вывести продукты метаболизма клеток и СО2 из межклеточного пространства в венозную сеть.

При выполнении упражнения уменьшаются явления отека, венозного застоя, выводятся токсические продукты обмена веществ из тканей, уменьшается “усталость” тканей и замедляется  процесс старения.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ

Исходное положение: то же, что и в упражнении “тяжесть”.

Ощущение легкости в теле должно возникать после мысленной команды: ”Пусть мое тело станет легким”.

Мысленно, представьте себе поток восходящей энергии, заполняющий тело снизу. Тело тянет вверх, теряет чувство веса, пропадает ощущение внутренних органов.

Как только появилось ощущение “лекгости”, необходимо произнести слово “есть” и вернуться в обычное состояние.

Упражнение выполняется с открытыми глазами, на вдохе, несколько раз в день по 5—10 минут.

Нагрузку постепенно увеличивать.

После освоения упражнения “легкость” во всем теле, можно переходить к выполнению “легкости” в отдельных частях тела и внутренних органах для улучшения циркуляции крови. По схеме изложенной в упражнении “тяжесть”.

Наиболее эффективным  является чередование выполнения упражнений “тяжесть” и “легкость”.

Пример:

Больная 57 лет, начинающаяся катаракта обоих глаз, варикозное расширение вен нижних конечностей, хронический холецистохолангит, дуоденит.

Комплекс:

  • Ощущение биоэнергии “Мяч”, ”Гармошка”, ”Луч” 5—10 минут.
  • “Тяжесть” во всем теле. Выполняется непосредственно упражнение “Тяжесть”.
  • Переход в обычное состояние.
  • Легкость“ во всем теле. Переход в обычное состояние.                                                   пункт 2, пункт 3, пункт 4 — повторить 3—5 раз.
  • “Тяжесть” в глазных яблоках.
  • Переход в обычное состояние.
  • “Легкость” в глазных яблоках переход в обычное состояние. пункт 5—пункт 7 повторить 3—5 раз.
  • “Тяжесть” в печени.
  • Переход в обычное состояние.
  • “Легкость” в печени.
  • Переход в обычное состояние.

               пункт 8—пункт 11 — повторить 3—5 раз.

  • “Тяжесть” в двенадцатиперстной кишке.
  • Переход в обычное состояние.
  • “Легкость” в двенадцатиперстной кишке.
  • Переход в обычное состояние.

                пункт 12—пункт 15 повторить 3—5 раз.

  • “Тяжесть” в ногах.
  • Переход в обычное состояние.
  • “Легкость” в ногах.
  • Переход в обычное состояние.

               п.16—п.19 повторить 3—5 раз.

Весь комплекс необходимо повторять 2—3 раза в день, особенно утром после подъема и вечером с 18.00 — до 21.00 часа.

 Список литературы:

  1. Залманов “Тайная мудрость человеческого организма”.
  2. Лозовой “Аутогенная тренировка”
  • В.М.Бронников “Возможность сверхсознания — достояние человека ХХI века”.
  • В.М.Бронников «Метод гармонизации и развития функций органов и систем организма человека», М., 1998 г.
  1. А.М.Зайчик, Л.П.Чурилов “Основы общей патологии”

В. М. Бронников

АЛЬФА-СТРОБИРОВАНИЕ СИГНАЛОВ   В ПЕРВИЧНЫХ СЕНСОРНЫХ ЗОНАХ КОРЫ МОЗГА

Коёкина О.И.
Научный центр исследований сознания, Москва, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Целью работы являлись поиск и определение способа обработки сенсорных сигналов в первичных сенсорных зонах коры мозга отдельных видов восприятия: аудиального, визуального, кинестетического. Показано, что альфа-ритм специфичен в ограниченных частотных диапазонах по отношению к модальности сенсорных сигналов. Альфа-ритм частотой 7–9 Гц относится к соматосенсорному, 9–12 Гц – к зрительному, 12–13 Гц и 7–9 Гц – к слуховому восприятию. Эквивалентные дипольные источники альфа-ритма в первичной сенсорной зоне коры, по ходу афферентных путей, в структурах лимбической области и восходящей неспецифической активации объединяются в систему каналов передачи сенсорных сигналов отдельной модальности в едином частотном диапазоне. Частотная специфичность каналов передачи сенсорных сигналов ля каждой модальности может быть обусловлена стробированием – выделением интервала на шкале частот для увеличения вероятности обнаружения полезных сигналов на фоне помех. Подтверждено предположение эфаптической передачи в средах мозга сигналов разных сенсорных модальностей в область доминирующего центра. Способы самоорганизации работы мозга в виде альфа-стробирования и альфа-сканирования активности в отдельных структурах могут иметь дальнейшее развитие при изучении свойств сознания и эмоций. Результаты исследований могут быть использованы в различных сферах деятельности человека, имеющих отношение к психологии, искусствоведению, педагогике, к творческим специальностям.

Ключевые слова: электроэнцефалограмма, сенсорный центр, альфа-ритм, частота альфа-ритма, альфасканирование, альфа-стробирование, эквивалентный дипольный источник

Интегральная деятельность мозга связана, прежде всего, с комплексными системами взаимодействия, определяемыми по разнообразным функциональным параметрам [1, 2]. В процессе нейрофизиологических исследований можно наблюдать как отдельные признаки взаимодействия в структурах мозга выстраиваются в алгоритмы выполнения тех задач, которые возникают
перед субъектом [3]. Целью работы являлись поиск и определение алгоритма альфастробирования сигналов в первичных сенсорных зонах коры мозга отдельных видов восприятия: зрительного, слухового, соматосенсорного. Конкретной целью начального этапа данного исследования являлось выявление особенностей волновых колебаний альфа-ритма, связанных с модальностью сенсорных сигналов.

Известно, что непосредственная передача внешних сигналов от органов восприятия к первичным сенсорным центрам коры мозга выполняется высокочастотными ритмами. Это показано методами вызванных потенциалов и смещением спектра ЭЭГ в высокочастотную область, включающую гамма- и бета-диапазоны ритмов [4, 5]. Однако значение в этом процессе колебаний альфа-диапазона ЭЭГ до сих пор остаётся дискуссионным. Представление о том, что альфа-ритм – это отображение сканирования зрительной коры, считывания с нее информации для последовательной передачи ее в другие корковые области было выдвинуто впервые в качестве идеи (Pitts, McCulloch, 1947). Позднее эта идея была подтверждена тщательными исследованиями альфа-ритма ЭЭГ как распространяющегося волнового процесса с одновременным смещением эквивалентного токового диполя альфа-волны [6, 7]. Важной особенностью упомянутых исследований было сопоставление модуляции альфа-волн световыми вспышками близкой частоты с возникновением зрительных образов, что подтверждало отношение альфа-ритма к сканированию зрительной информации в структурах первичного восприятия. При этом было показано также, что при совмещении локализации диполей альфа-волны с трехмерной
моделью головы, построенной по данным магнитно-резонансной томографии, наблюдается их передвижение преимущественно вдоль шпорной борозды (стриарная кора или поле 17). Следовательно, в полном объёме результаты сканирования альфа-волной были получены на примере активности первичного центра зрительного анализатора в коре мозга. 

С учётом результатов вышеописанных исследований автором настоящей работы продолжено изучение процессов сканирования в первичных центрах сенсорного восприятия и одновременно поставлен вопрос, может ли иметь значение частотная специфичность альфа-волн при передаче сигналов разной модальности (визуальной, аудиальной, кинестетической).

Таким образом, в данной работе предполагалось, что критерием оценки поступления специфических сигналов в первичные зоны и показателем межзональных взаимодействий могут служить параметры спектральных характеристик альфа-ритма ЭЭГ.

На особенности частотного спектра альфа-ритма ЭЭГ первым обратил внимание Н. Винер [8]. Он особо отметил то, что преобладающая часть мощности спектра ритмов мозга сосредоточена в окрестности частоты 10 Гц. Определив в энцефалограмме конкретного человека крутое падение мощности на частоте 9,05 Гц, достаточно устойчивое во времени, он отметил, что резкая
линия смены частоты эквивалентна точным часам, обеспечивающим механизмы стробирования. Стробирование (англ. strobing, от strobe – посылать избирательные импульсы, от греч. strobos – кружение, беспорядочное движение), метод выделения некоторого интервала на временной оси, шкале частот и т.п. для увеличения вероятности обнаружения полезных сигналов на фоне помех [9].

При этом стробирование можно рассматривать как один из механизмов в развитии системы саморегуляции, так как позволяет осуществлять комбинирование действий в определяемых им интервалах времени.

Поэтому перед настоящим исследованием встала задача выяснить, может ли процесс стробирования, если он имеет место в альфа-диапазоне частот, обуславливать частотную специфичность для каждой отдельной зоны сенсорной модальности. Важно также понять и возможности взаимодействия между разномодальными зонами первичного восприятия с использованием эффекта стробирования. Поставленная задача может быть выполнена, если предусмотреть участие испытуемых с относительно равномерно развитыми типами восприятия. Для альфа-волн в каждой первичной зоне сенсорного восприятия наличие иной устойчивой доминирующей сенсорной модальности может влиять на поступление сигналов и их стробирование и сканирование. В исследовании необходимо было учитывать возможность возникновения увеличенного разброса данных при участии лиц с различными типами доминирующего восприятия.

Поэтому для получения более устойчивых результатов из группы испытуемых были исключены лица с преобладающим доминированием той или иной сенсорной модальности: визуалы, аудиалы, кинестетики. Таким образом, для выполнения поставленной задачи необходимо было ответить на следующие вопросы, имеющие непосредственное отношение к структуре исследования.

1. Какая частота альфа-ритма характерна для каждой зоны первичного восприятия?
2. Где располагаются источники происхождения альфа-ритма каждой корковой зоны первичного восприятия?
3. Как глубинные источники происхождения альфа-ритма проецируют активность в кору головного мозга? 

Материалы и методы исследования 

В исследовании участвовала группа добровольных испытуемых, занимающихся интеллектуальным трудом (30 чел., из них 17 женщин и 13 мужчин), в возрасте от 30 до 60 лет, не имеющих какой либо доминирующей перцептивной модальности, проверенной по методике С. Ефремцева [10]. Для получения ответов на выше поставленные вопросы 1–3 была проведена регистрация электроэнцефалограммы (ЭЭГ) в состоянии психической и мышечной релаксации с закрытыми глазами.

 

Рис. 1. Стандартное расположение электродов на поверхности головы по схеме 10/20

Регистрацию ЭЭГ проводили на 24-канальном нейровизоре NVX24 производства ООО «Медицинские компьютерные системы» с использованием стандартных монополярных отведений в соответствии с принятой международной схемой 10–20 [11].

Исследования проводились в стандартных условиях, одинаковых для всех испытуемых.Биопотенциалы мозга регистрировали при закрытых глазах в состоянии бодрствования с психической и мышечной релаксацией. Во внимание принимались только статистически достоверные результаты группового обследования.

Система обработки данных

Основная цель обработки данных регистрации ЭЭГ заключалась в топической оценке спектральных характеристик альфа-ритма и нейрокартирования с частотным шагом 1 Гц в пределах всего диапазона альфа-колебаний 7–13 Гц. Рассматривалась также локализация центров электрической активности, ответственных за происхождение отдельных частот альфа-ритма. Для этого использовали пакеты компьютерных программ, обеспечивающих спектральный анализ регистрируемых сигналов и топографическое картирование спектральных характеристик ЭЭГ [12]. В результате получали распределение показателей мощностичастотного спектра по отдельным областям на поверхности полушарий мозга. Использован статистический анализ данных для определения достоверности полученных как индивидуальных, так и групповых усреднённых результатов. 

С целью выявления наиболее выраженных реакций вычисляли локализацию и распределение эквивалентных дипольных источников (ЭДИ) происхождения электрической активности в глубинных структурах мозга. Для этого определяли и отслеживали в объёме мозга человека локализацию ЭДИ, вычисляемых в каждый момент времени, равный дискретному интервалу отсчёта данных при вводе в компьютер. Программа использовалась для того, чтобы проследить возникновение центров электрической активности в структурах мозга [13].

Вопрос о соответствии локализации источников в глубинных структурах мозга той биоэлектрической активности, которая регистрировалась на поверхности головы, решался специальным алгоритмом, в котором рассматривались электрические свойства мозга как объёмного проводника [14, 15].

Результаты исследования  и их обсуждение

Большинство людей имеют неустойчивые и низкие показатели доминанты, зависимые от ситуации в условиях меняющейся среды и психологического настроя. Испытуемые с устойчивыми и высокими показателями тестирования доминирующей перцептивной модальности (аудиалы, визуалы, кинестетики) по методике С. Ефремцева были исключены из группы исследования.
Поэтому у испытуемых в состоянии психической и мышечной релаксации наблюдалось равновесие активности первичных зон сенсорного восприятия. Оно выражалось в соответствии между частотой альфа-ритма и его максимальной мощностью в соответствующей зоне поступления первичных сенсорных сигналов.

В настоящее время анатомически и фукционально достаточно хорошо изучены области коры, которые отвечают за восприятие определённых ощущений, чувств, т.е. выделены первичные зоны зрительного, слухового, кинестетического восприятия. В норме амплитуда альфа-ритма отражает состояние готовности к повышению функциональной активности данной области коры мозга.

Следовательно, принимаем во внимание распределение максимумов спектральной мощности альфа-ритма у испытуемого в состоянии спокойного бодрствования при закрытых глазах и определяем частоту альфа-ритма, характерную для каждого центрального анализатора органов чувств.

На рис. 2 видно, что усреднённые в группе испытуемых максимумы спектральной мощности альфа-диапазона распределились по зонам сенсорного представительства в соответствии с их функциональным значением. Альфа-ритм с максимальной мощностью над сенсомоторной корой имеет более низкую частоту 7–9 Гц, чем альфаритм с максимальной мощностью в затылочной области коры над первичной зоной зрительного восприятия 9–13 Гц.

В височных зонах первичного слухового восприятия у отдельных индивидуумов в состоянии покоя увеличивалась мощность не только на частоте 12–13 Гц, но и на частоте 7–8 Гц. Возможно, это связано с наличием двух потоков акустических сигналов и раздельных центров восприятия. Первый – сформированный благодаря воздушной проводимости звука через наружный
слуховой проход, барабанную перепонку и цепь слуховых косточек; второй – благодаря тканевой проводимости через ткани черепа.

Для подтверждения принадлежности альфа-ритма определённой частоты к передаче сигналов соответствующего вида ощущений была определена локализация эквивалентных дипольных источников (ЭДИ) происхождения альфа-колебаний в афферентных системах нервных путей и в промежуточных ядрах, через которые проходят сигналы выбранной сенсорной модальности.

На рис. 3 представлены результаты анализа на примере полученных данных испытуемого И. Проведено сопоставление локализации ЭДИ альфа-ритма в глубинных структурах мозга с распределением спектральной мощности альфа-ритма на поверхности коры. Рисунки 3.1 и 3.2 показывают, что альфа-ритм частотой 7–8–9 Гц имеет максимальную спектральную мощность в центральной области коры мозга, где представлены первичные зоны соматосенсорного восприятия – поля 1, 2, 3 по Бродману [15]. ЭДИ этого альфа-ритма локализуются там же, преимущественно в первичных полях по Бродману 1, 2, 3, но они также распределяются по ходу афферентных сигналов в ядрах таламуса и в лимбической области коры мозга в полях по Бродману 23, 25, 27 и 30, 31, которые тесно связаны с развитием эмоций и исполнением инстинктивного поведения. Более высокая плотность ЭДИ наблюдается в ядрах таламуса – основных структурах переключения потоков сенсомоторных сигналов. Нужно подчеркнуть, что речь идёт об ЭДИ происхождения альфа-волн одинаковой частоты 7–8–9 Гц как в центре соматосенсорного восприятия в коре мозга, так и в глубинных структурах, через которые в кору поступают афферентные сигналы той же соматосенсорной модальности. Это может означать, что вся система каналов передачи соматосенсорных сигналов работает в диапазоне 7–8–9 Гц.

 

Рис. 2. Результаты группового анализа спектральной мощности альфа-ритма. Максимум мощности ритма 7–9 Гц наблюдается в сенсомоторных зонах, ритма 9–12 Гц – в зрительных зонах коры. Первичные зоны слухового восприятия в височных областях имеют повышенную мощность альфа-ритма на частоте 12–13 Гц. Справа от карты коры мозга – шкала величин мкВ2 спектральной мощности альфа-ритма, внизу – частота альфа-ритма в Гц. (Карту коры мозга и распределение электродов для регистрации ЭЭГ см. на рис. 1)

 

Рис. 3. Испытуемый И. Обозначения столбцов: 1 – частота анализируемого альфа-ритма; 2 – пример распределения спектральной мощности альфа-ритма на поверхности мозга; 3 – локализации ЭДИ происхождения альфа-волн; 4 – локализация тех же ЭДИ с векторами; 5 – анатомическое обозначение локализации ЭДИ

Важно обратить внимание на направленность векторов ЭДИ, локализованных в глубинных структурах мозга: эти вектора направлены в сторону центральных областей коры с сенсомоторными зонами первичного восприятия и этим обуславливают повышение спектральной мощности именно в этих зонах [14].

Рассмотрение спектральных характеристик альфа-ритма частотой 9–10–11–12 Гц позволяет получить убедительные сведения в пользу преимущественного распределения максимумов в затылочной области коры. ЭДИ этого ритма, особенно на частоте 9–10–11 Гц, локализуются в повышенном количестве в первичных и вторичных зонах зрительного восприятия (в полях по Бродману 17, 18, 19), включая Gyrus Lingualis и Cuneus. Они также широко представлены в лимбической системе, в структурах основания мозга, которые отвечают за эмоциональный контроль и запоминание. А также ЭДИ этого ритма распределяются в структурах системы восходящей неспецифической активации ствола мозга и Mesencephalon. В данной системе зрительного восприятия каналы передачи зрительных сигналов работают в том же частотном диапазоне альфа-ритма. В глубинных структурах вектора ЭДИ альфа-ритма частотой 9–10–11–12 Гц в основном направлены к поверхности зрительной коры.

Несколько иначе (рис. 3.2) представлена активность альфа-ритма частотой 12–13 Гц. Распределение спектральной мощности этого ритма показывает максимум не только в зрительной коре, но и в височной области, где расположены зоны первичного слухового восприятия. Концентрация ЭДИ этого ритма приближена к внутренним структурам височной области. Глубинные ЭДИ расположены в стволовых ядрах системы восходящей неспецифической активации коры и в лимбической системе, контролирующей эмоции и свойства памяти. Вектора ЭДИ направлены к поверхности как височных, так и затылочных зон коры мозга.

С другой стороны, выше было отмечено, что в корковых центрах слухового восприятия наблюдается также увеличение мощности альфа-ритма частотой 7–8 Гц. То, что это происходит в височной области (поле 37 по Бродману), где располагается акустико-гностический сенсорный центр речи (Вернике) слева, показано на рис. 3.2.

Этот центр контролирует речевые процессы и ответственен за понимание речи. ЭДИ этого альфа-ритма (рис. 3.3 и 3.4) локализуются в области задних отделов верхней височной извилины слева. Вектора ЭДИ направлены к поверхности височной коры и способствуют увеличению спектральной мощности альфа-ритма на частоте 7–8 Гц.

Альфа-волны, ЭДИ которых локализуются непосредственно в слуховых центрах в височной области коры и в глубинных структурах, показывают для слухового восприятия два частотных диапазона: 7–8–9 Гц и 12–13 Гц. Вектора ЭДИ в каждом частотном диапазоне направлены к поверхности височной коры.

Итак, можно выделить следующие признаки системной деятельности мозга в процессе сенсорного восприятия той или иной модальности.

- Выраженные соотношения между частотой альфа-ритма и модальностью сигналов. Альфа-ритм частотой 7–9 Гц относится к соматосенсорному, 9–12 Гц – к зрительному, 12–13 Гц и 7–9 Гц – к слуховому восприятию.

- ЭДИ альфа-ритма, локализованные в первичной сенсорной зоне коры, по ходу афферентных путей, в структурах лимбической области и восходящей неспецифической активации, объединяются в систему каналов передачи сенсорных сигналов отдельной модальности в едином частотном диапазоне.

- ЭДИ альфа-ритма, объединённые в систему каналов, имеют направления векторов преимущественно в сторону первичного центра сенсорного восприятия той же модальности.

- При высоком уровне дипольности размерность электрических полей ЭДИ достаточна, чтобы достичь поверхности коры. Кроме того, отмечено [14], что соотношения глубинных и поверхностных скальповых потенциалов Uглуб/Uсклп для альфа-ритма наиболее оптимальны и составляют только 1,2-1,5/1.Напротив,длядельта-итета-активности они составляют от 4/1 до 18/1 и даже до 80/1, что затрудняет обнаружение дельта- и тета-волн глубинного происхождения на поверхности коры. По всей вероятности, эфаптическое распространение и тонические влияния альфа-колебаний в среде мозга не только обеспечивают повышение возбудимости ассоциативных путей для передачи информации из одной области в другую, но и способствуют формированию специфической активности с воссозданием внутренних образов.

- Частотная специфичность каналов передачи сенсорных сигналов для каждой модальности может быть обусловлена стробированием – выделением интервала на шкале
частот для увеличения вероятности обнаружения полезных сигналов на фоне помех [8, 9]. Функция стробирования необходима в процессе сканирования с помощью электрических альфа-волн [6, 7], которые могут распространяться непосредственно в средах мозга, влияя на состояние возбудимости мембран отдельных элементов нейронных
сетей.

- Эквивалентные дипольные источники происхождения альфа-ритма ЭЭГ с высоким коэффициентом дипольности (КД=>0,98) рассматриваются как наиболее активные локальные зоны, запускающие последовательное перемещение волновых процессов альфа-колебаний. Эти колебания разности электрических потенциалов оказывают непосредственное влияние на организацию первичного восприятия в центральных анализаторах и могут сопровождать сканирование и стробирование с переносом информации в ассоциативные зоны построения сложных образов.

Заключение
Такимобразом,былинетолькоподтверждены известные данные о зонах первичного восприятия коры мозга, но и определены конкретные функциональные параметры рассматриваемых нейросистем в виде частотного стробирования в диапазоне альфаритма, которые могут быть использованы как алгоритмический инструмент для изучения более сложных нейрофизиологических процессов. Предполагается, что этот инструмент может быть применим для получения объективных данных о свойствах сознания человека, эмоциональном состоянии и о некоторых психофизиологических функциях.

Данное исследование проводилось в рамках проекта «EMUSE.Neuro» (г. Москва, Лаборатория Хаоса «XaosLab» – изучение и прогнозирование поведенческих закономерностей хаотических потоков и нейроалгоритмов эмоционального интеллекта, руководитель и инициатор проекта – Александр Кузяев).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ №7, 2022

 

Работа с незрячими под руководством академика РАН медицинских наук, РАМН Натальи Петровны Бехтеревой

Нарушение зрения это не только физиологическая проблема. Потеря зрения приводит к снижению интеллектуальной активности и задержке психического развития у детей. Программа «Мир без слепоты» открывает большие возможности в решении психологических и социальных проблем, связанных с нарушением зрения. Можно официально заявить, что слепой от рождения или полностью потерявший зрение человек способен приобрести альтернативный (прямой) способ видения, развить уникальные способности биокомпьютерной и фотографической памяти, оперировать в уме большими потоками информации, заложенными в различные «файлы» памяти, аналогично обычному компьютеру. Это позволит слепым и слабовидящим людям не только развиваться и чувствовать себя полноценными людьми, но и поможет им социализироваться и интегрироваться в экономические структуры государства.

Наталья Вячеславовна Бронникова в светло-зеленом костюме пожимает руку кандидату биологических наук, доктору медицинских наук, профессору Наталье Петровне Бехтеревой в честь окончания научной работы по обследованию мозга у незрячей девушки, проводимой в течении года.

«Я хочу, чтобы слепые стали зрячими, а зрячие – видящими».
Программа «Мир без слепоты» рассчитана на тех, кто не желает мириться с ограничениями, наложенными природой или жизненными обстоятельствами, но выбирая развитие альтернативного (прямого) видения мозгом, создает новые возможности существования и жизнедеятельности. Мы не только даем новую жизнь слепым и слабовидящим людям, но и создаем новые рабочие места, новую социальную систему. Развивая в людях особое свойство мозга – психобиокомпьютер, мы создаем интеллектуальный, человеческий и креативный капитал: менеджеров, ученых, экономистов и других специалистов, владеющих психобиокомпьютером. Я убежден, что программа «Мир без слепоты» поможет слепым людям стать самостоятельными, поверить в свои силы и расширить рамки собственных возможностей.
В.М.Бронников

«Я свидетельствую, что лица, обученные видению без использования глаз, действительно способны читать тексты, ранее им неизвестные, и осуществлять целый ряд других действий, обычно требующих зрения. Результаты показали, что наличие каких-либо специальных свойств у обучаемого лица не требуется».
Н.П. Бехтерева

Работа с незрячими подростками.

На фото рядом с Н. П. Бехтеревой стоит девушка Л. Занятия проводились на базе Института Мозга в Санкт-Петербурге. Научный руководитель работы – Н. П. Бехтерева. У девушки отсутствие глаз (протезы), рядом слева от девушки Л. стоит её папа, который сопровождал её на всех обследованиях, всех занятиях. 3 раза в неделю проводились занятия с этой девушкой Л. в кабинете Натальи Петровны, и проводилось обследование: томограмма, энцефалограмма, исследования способностей мозга в течении года. Н. П Бехтерева присутствовала на каждом занятии, исследуя способности внутреннего, внешнего видения у девушки Л., записывая все данные по способностей обучающейся Л.

Ознакомится и скачать Журнал "Мир без слепоты"

Скачать Презентацию о Н. П. Бехтеревой

Презентация Программы "Мир зрения и видения"